ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Полетели дальше. Очень знаковая дата в нашем календаре, мимо которой мы никак не могли пройти, – День археолога. Для нашего города – это, можно сказать, профессиональный праздник. Все мы следим за судьбой крепости эпохи до Петербурга – крепости Ниеншанц. Именно у нас находится Институт истории материальной культуры РАН – главный институт, изучающий археологическое наследие всей нашей страны. Многое из того, что удавалось обнаружить на бескрайнем поприще археологических раскопок на просторах нашей Родины, можно увидеть в Эрмитаже. И в Петропавловской крепости идёт работа по созданию археологического музея. Так что Петербург можно смело назвать археологической столицей России. Более того, совсем недавно археологи Эрмитажа сделали сенсационное открытие: они нашли деревянную шестипалую кисть человека. Что это? Как такое может быть? Тут надо не рассказывать, а показывать. Ведь вполне очевидно, что порой некоторые археологические открытия более захватывающие, интересные и любопытные, чем самые остросюжетные детективы. В этом убедилась наш начинающий археолог Наталья Медведева».


НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Государственный Эрмитаж. Сокровищница мирового искусства. Мы привыкли видеть его таким – величественным. Как будто он стоял здесь всегда. Но если бы мы внезапно оказались здесь, в Большом дворе Зимнего дворца в начале 18-го века, то были бы очень удивлены. Здесь проходила самая настоящая береговая линия. Мелководье было засыпано для строительства усадеб сподвижников Петра I. Это выяснили археологи».

В 2001-м году во время раскопок здесь обнаружили кирпичные стены усадьбы Апраксина. Специалистам Эрмитажа удалось подтвердить исторические границы постройки. Вот так выглядел план этого места в начале 18-го века.

Археология, как машина времени, способна перенести нас прошлое. Изменить наше представление о мире. Вот один из примеров. В Смоленской области археологи Северо-Западной экспедиции Эрмитажа нашли шестипалую деревянную руку. Тщательно вырезана, отполирована, украшена семилучевой розеткой. Когда-то эта рука была частью большего предмета. Но какого? Может быть это элемент декора? Предмет для обрядов и ритуалов? Или доисторическая чесалка для спины? Все это только догадки. В раскопе вопросов пока больше вопросов, чем ответов.

Еще одна интересная находка – большая деревянная рыба.

Специалистам Эрмитажа предстоит выяснить, что это за предметы. Как и где их использовали. Все эти находки помогают лучше узнать нашу историю. А Петербург – одна из страниц многовековой хроники. Столица Российской империи. Но если пофантазировать, все могло сложиться совсем иначе.

Мы приехали в Старую Ладогу. Первую столицу Руси. Если бы это место сохранило свой статус, дворцовая площадь могла бы возникнуть, например, здесь.

Старой Ладоге 1271 год. Этот город хранит много секретов. Например, археологам удалось выяснить границы старинного города 9-10-го веков. В одном из раскопов нашли могильник. Их располагали на нежилой части. За пределами города. А значит, первая столица Руси была небольшой. От берега реки до могильника всего 500 метров.

Но это пока только предположение. Археология опирается на факты. Точная наука. Как математика.

Стена каменной крепости 12-го века. Покосилась, не выдержала нагрузки. В 16-м веке здесь построили другую крепость – земляную. И мы можем увидеть, как это было. Вот пересечение эпох. Слева 16-й век. Справа 12-й. Археология – как окно в прошлое, через которое мы можем увидеть, как жили, как одевались, что ели сотни лет назад.

У этого раскопа прикладная цель. Выяснить характер находок, их состояние. Для этого все предметы ведут в Петербург. В Институт истории материальной культуры.

Под микроскопом кисточкой реставраторы расчищают хрупкие находки. С металлических патину времени снимают химией. Здесь каждая вещь может рассказать историю.

Эти пулы чеканили в Новгороде. Мелкие, меньше копейки, серебряные монеты расходились по всей Руси. Дошли и до Старой Ладоги. Наглядный пример экономики 16-го века.

А теперь переносимся почти на два столетия вперёд. Петербургу всего 322 года. В контексте всей истории это небольшой строк. Но какой еще город может превзойти Петербург по количеству и масштабу событий? А начиналось все с Петропавловкой крепости.

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Строительство крепости началось с Меншикова бастиона. За три года до того, как был заложен первый камень, уже существовала дерево-земляная крепость. Фрагменты сохранились. Они за этой стеной». 

Одна из первых построек Петербурга. Сейчас недоступна для широкой публики. Почти 320 лет дерево-земляная крепость провела под слоем насыпного грунта.

Эти вещи нашли там же во время раскопок: кожаные стельки, посуда, лопаты. Они принадлежали тем, кто начинал строить наш город.

В музее в Петропавловской крепости хранятся и более ранние предметы – находки с территории шведского города Ниен, существовавшего ещё до основания Петербурга. Его следы нашли здесь – на Свердловской набережной. Во время раскопок в 2023 году.

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Вот на этом месте и был город Ниен. В 17-м веке. А на противоположном берегу Охты – крепость Ниеншанц. Этот небольшой участок земли, Охтинский мыс, называют жемчужиной археологии».

Задолго по появления Петербурга, еще в 13 веке здесь было древнерусское поселение. Потом  шведская крепость Ландскрона, пока её не взяли русские войска. Затем земля вновь перешла шведам. Здесь возводят крепость Ниеншанц. И город Ниен.

Сегодня судьба Охтинского мыса стала одной из важнейших археологическим тем в масштабах всей России. Главный вопрос – как органично соединить развитие территорий и его историческую уникальность? Здесь мы не имеем права ошибку. И вот ещё один след прошлого.

Угол Фонтанки и Вознесенского. Двор студенческих общежитий. Здесь под землей находится целый  «Торговый город».

В 2019-м году археологи обнаружили подвалы Ново-Александровского рынка. Кирпичные перекрытия отлично сохранились. Глядя на них, можно представить атмосферу рынка Петербурга конца 19-го века. Крупнейший в дореволюционном Петербурге. 800 лавок. За мебелью, антиквариатом, одеждой и обувью выстраивались очереди. В наши дни шум рынка сменил звуки стройки. Теперь здесь строительная площадка.

На этом месте построят новый корпус архитектурно-строительного университета. А фрагменты рынка станут частью музейной экспозиции. Археология в Петербурге в буквальном смысле под нашими ногами.

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Набережная канала Грибоедова. Последние два года здесь идёт ремонт. В любом другом городе это были бы самые обычные работы. Но в Петербурге – поприще для археологических находок».

Этот флакон нашли здесь год назад. Экскурсия в прошлое в масштабах одной набережной. А в Петербурге их 98. Например, во время ремонта набережной реки Фонтанки у Аничкова моста нашли исторические гильзы, подкову, вилку.

Петербург. Город, который умеет хранить секреты. Как большой слоеный пирог истории. Стоит, что называется, копнуть глубже, и открывается портал в прошлое. Раскрываются новые тайны, артефакты, забытые страницы. И мы бы никогда не узнали их без археологов Петербурга.