На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Андрей Стельников, научный руководитель экспедиции, старший научный сотрудник Института физики Земли РАН им. О. Ю. Шмидта, кандидат геолого-минералогических наук. В гостях у программы «Утро в Петербурге» Данил Репин, оператор подводного дрона.

Людмила Ширяева, ведущая: Лето – это время, когда можно строить новые маршруты, открывать для себя интересные направления. Что вы знаете про озеро Иссык-Куль? Это высокогорное солоноватое озеро, хранящее в своих глубинах множество тайн. Именно туда, в сердце Кыргызстана, отправилась масштабная экспедиция Русского географического общества, объединив учёных разных специальностей – от сейсмологов до ботаников.

Николай Растворцев, ведущий: Их цель разгадать загадку средневекового затопленного города.

Людмила Ширяева, ведущая: Приблизились ли вы к разгадке тайн этого средневекового города, который покоится под водами озера Иссык-Куль?

Андрей Стельников, научный руководитель экспедиции, старший научный сотрудник Института физики Земли РАН им. О. Ю. Шмидта, кандидат геолого-минералогических наук: В этом году мы с успехом сделали несколько научных открытий, в том числе связанных с возможной тектонической катастрофой, из-за которой город ушел под воду. Есть также теория, что климатические изменения повлияли на подъём уровня озера на 19 метров, что привело к затоплению города. Было отмечено, что растительность с того периода, когда город существовал – примерно 500-700 лет назад – кардинально изменилась. Климат, ландшафты и растительность значительно преобразились, что повлияло на береговую линию и расположенные там города.

Николай Растворцев, ведущий: Данил, вы пришли с подводным дроном, с которым вы работали. Какие возможности он вам предоставил, с точки зрения мощности?

Данил Репин, оператор подводного дрона: Начнем с того, что это модульный, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат Трионикс-6М. Для работ на Иссык-Куле он был оснащен камерой, осветительными приборами и системой позиционирования. Здесь представлена одна из систем позиционирования – гидроакустический буй. Всего используется четыре таких буя.

Николай Растворцев, ведущий: Как это работает? Расскажите для тех, кто впервые видит.

Данил Репин, оператор подводного дрона: В данном случае это так называемая длиннобазисная система позиционирования. На обследуемой площади выставляют четыре таких буя, и аппарат погружается внутри периметра, образованного этими буями. Это как подводный GPS: зная точные координаты буёв и используя гидроакустические системы, можно точно вычислить координаты аппарата – долготу, широту и глубину.

Николай Растворцев, ведущий: Он может работать в любых условиях практически?

Данил Репин, оператор подводного дрона: Да, практически в любых условиях.

Людмила Ширяева, ведущая: Андрей Андреевич, в чём особенность проведения подводных исследований в условиях озера Иссык-Куль?

Андрей Стельников, научный руководитель экспедиции, старший научный сотрудник Института физики Земли РАН им. О. Ю. Шмидта, кандидат геолого-минералогических наук: Аквалангисты, которые занимались непрофессиональным погружением и разведкой, отмечают, что при работе в высокогорных озёрах, на высоте свыше 2000 метров, давление под водой ведёт себя иначе. Если в обычных условиях погружение на 10 метров ощущается именно как 10 метров, то здесь это ощущается как 20 метров, и соответственно время пребывания под водой сокращается.

Николай Растворцев, ведущий: Какие у вас были ощущения, когда вы пробирались по неизведанным местам? Какие задачи стояли?

Данил Репин, оператор подводного дрона: Основная задача – разведка и видеофиксация найденных объектов. Благодаря системе позиционирования наша работа отличается от работы водолазов: водолаз знает только начальную и конечную точки погружения, но не точное положение под водой. В нашем случае мы можем в реальном времени видеть, где находится робот, и точно определять местоположение найденных объектов.

Николай Растворцев, ведущий: Мы понимаем, что дроны – это разработка петербургских инженеров и учёных, что тоже приятно.

Данил Репин, оператор подводного дрона: Да, это наша разработка.

Николай Растворцев, ведущий: Есть ли им аналоги в мире?

Данил Репин, оператор подводного дрона: Безусловно, рынки разных стран предлагают свои варианты аппаратов. Визуально они отличаются, но назначение у всех схожее. Если говорить о данном классе и его габаритах, то на территории России это один из лучших аппаратов – своего рода чемпион. Его главное преимущество – модульность. Он может нести на себе разнообразное оборудование, и это серьезное преимущество перед другими аналогами.

Людмила Ширяева, ведущая: Мы знаем, что вы продолжаете маршруты Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского. Как выстраивается научная преемственность в вашей работе?

Андрей Стельников, научный руководитель экспедиции, старший научный сотрудник Института физики Земли РАН им. О. Ю. Шмидта, кандидат геолого-минералогических наук: Совершенно верно. Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский в своих работах изучал различные аспекты озера Иссык-Куль и его состояния на тот момент. Он, в частности, отвечал на ключевой геологический вопрос – являются ли горы Тянь-Шаня вулканическими или тектоническими, и подтвердил их тектоническую природу. Помимо этого, он занимался ботаническими исследованиями, этнографией, культурой, археологией. Мы сегодня продолжаем его дело, но уже с применением современных технологий, используем геоинформационные системы – то, что тогда называлось картографией и топографией. Если Семёнов-Тян-Шанский делал абрисы, то мы работаем с цифровыми решениями.