В гостях у программы «Утро в Петербурге» Давид Голощёкин, народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургской государственной джазовой филармонии.

Людмила Ширяева, ведущая: В Санкт-Петербурге уже 3 десятилетия проходит один из самых ярких музыкальных форумов лета – фестиваль «Свинг Белой ночи». Он объединяет музыкантов из разных стран и континентов, превращая город на Неве в площадку для импровизации, открытий и подлинного джазового искусства. Это не просто концерты, а культурное событие, за которым стоит большая традиция, собственный стиль, дух самого Петербурга.

Николай Растворцев, ведущий: Фестиваль открывается уже сегодня, поговорим о фестивале, о городе и о джазовом искусстве.

Людмила Ширяева, ведущая: Что делает фестиваль исключительно петербургским?

Давид Голощёкин, народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургской государственной джазовой филармонии: Прежде всего, конечно, это петербургские исполнители. Наш город практически является столицей джаза в России. Хотя и в Москве много отличных музыкантов и событий, всё же джаз начал зарождаться именно здесь. К тому же Государственная филармония джазовой музыки – единственная в стране – находится именно в Петербурге, а не в Москве, чему я, с одной стороны, рад, а с другой – немного жалею. Была бы такая филармония не одна, проще было бы выстраивать коммуникацию с музыкантами по всей стране.

Николай Растворцев, ведущий: Но у вас коммуникация по всему миру налажена, судя по афише. Будут музыканты из Австралии, Белоруссии, Китая, Кубы, Италии, Турции.

Давид Голощёкин, народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургской государственной джазовой филармонии: Наш фестиваль называется Международный джазовый фестиваль «Свинг Белой ночи». За 32 года у нас побывало множество звёзд мирового джаза. Фестиваль важен для популяризации джаза. Это событие, где представлены лучшие образцы разных направлений и где можно открыть новые имена. Мы знакомим публику с талантливыми музыкантами, ещё не очень известными. Я лично занимаюсь этим весь год: готовлюсь, ищу интересных исполнителей как у нас в стране, так и за рубежом.

Николай Растворцев, ведущий: Как вас поразить так, чтобы вы пригласили неизвестного молодого музыканта?

Давид Голощёкин, народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургской государственной джазовой филармонии: Как и в классической музыке, в джазе важны виртуозность, оригинальность трактовки известных произведений. Все играют, например, Первый концерт Чайковского, но каждый по-своему. В джазе же главное – это импровизация. Это не просто спонтанные звуки, а умение создавать музыку здесь и сейчас – сиюсекундное композиторское творчество. Даже если слушатель не знает истории джаза, если он любит музыку, он поймёт: это красиво, это трогает. Именно это и есть цель джазового музыканта – сыграть так, чтобы человек сказал: «Интересно, мне нравится». Это то, что привлекает публику на наши концерты.

Людмила Ширяева, ведущая: Как будут взаимодействовать друг с другом музыканты из других стран?

Давид Голощёкин, народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургской государственной джазовой филармонии: Эти музыканты приедут со своими коллективами и подготовленными программами, но в рамках фестиваля обязательно будет джем-сейшен – спонтанная встреча, где никто заранее не знает, с кем будет играть. Не важно, из какой ты страны, знаешь ли язык, выбирается известная тема, например, Summertime, и всё: раз-два, и начали. Без нот, партитур и репетиций – просто импровизация. Если музыканты настоящие джазовые, всё звучит удивительно слаженно. Каждый по очереди солирует, продолжает идею другого – в этом и есть суть джаза, его импровизационное искусство. Это требует особой музыкальности, умения сочинять на ходу, органично и выразительно. Классические музыканты, даже виртуозы, далеко не всегда способны на такое. Джаз – это особый путь, особый дар. Так джаз и родился в XX веке в Новом Орлеане с великими музыкантами вроде Луи Армстронга. А затем, благодаря продюсеру Норману Гранцу, в 1940-х джаз впервые прозвучал на сцене Карнеги-холла. Это был прорыв: тогда ещё малоизвестные Дюк Эллингтон, Элла Фицджеральд, начинающий Армстронг впервые получили такую сцену. В ту пору они только начинали. Их знали отдельные избранные люди.

Людмила Ширяева, ведущая: Фестиваль стартует уже сегодня, хочется посетить все джем-сейшены, со всеми музыкантами познакомиться. Но не у всех есть такая возможность. С творчеством какого музыканта нужно обязательно познакомиться?

Давид Голощёкин, народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургской государственной джазовой филармонии: Есть такое место – Филармония джазовой музыки, которая существует уже 36 лет. Если хотите познакомиться с джазом, понять, какой он на самом деле – приходите туда. Джаз – это не только танцевальная музыка, как многим кажется. Это лишь малая часть. На сцене филармонии звучат самые разные направления, выступают талантливейшие музыканты. Именно для этого мы каждый год летом проводим фестиваль «Свинг Белой ночи», где зрители открывают для себя новых исполнителей, даже те, кто ходят регулярно. Если человек раньше с джазом не сталкивался, тем более стоит прийти. Это настоящий форум, где представлены лучшие образцы джаза, и я лично слежу, чтобы всё было на высоком уровне. Всё это ради популяризации джазового искусства.

Николай Растворцев, ведущий: У Михайловского замка будет отдельный концерт, когда вам помогают декорации Санкт-Петербурга.

Давид Голощёкин, народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургской государственной джазовой филармонии: Да, конечно, мы всегда делаем гала-концерт в последний день, несмотря на петербургскую погоду. В концерте участвуют наши известные коллективы – Jazz Philharmonic Orchestra, «Ленинградский диксиленд», мой ансамбль и специальные гости. Это традиция из Америки, где родился джаз, там такие фестивали давно проводят, не только в барах или клубах, но и на больших открытых концертах на природе – open air. Мы идём этим же путём, ведь это шанс для многих пройти мимо, услышать музыку и зайти. Кто-то скажет «ерунда», а кто-то заинтересуется и пойдёт в филармонию.