В гостях у программы «Утро в Петербурге» Аркадий Бондарь, психолог.

Тимофей Зудин, ведущий: Сегодня мы уже не мыслим свою жизнь без фотографий друзей или собственных философских размышлений, постов. Но между тем масштабное исследование ученых США и Китая привело к выводу, что просмотр коротких видеороликов ведёт к ухудшению эмоционального состояния, трудностям с планированием, к снижению продуктивности и вызывает зависимость.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Эту тему мы обсудим с психологом.

Тимофей Зудин, ведущий: Наверное, все замечали, что иногда есть желание 5 минут посмотреть рилсы, а в итоге это времяпровождение отнимает часы. Почему это происходит? Похож ли этот механизм на зависимость от никотина или алкоголя?

Аркадий Бондарь, психолог: Есть и сходства, и различия. Если говорить о зависимости, то стоит насторожиться, когда появляются первые признаки: нарушается сон, снижается аппетит, пропадает физическая активность. Особенно это важно для детей и подростков. Даже без оценки контента человек, погружённый в соцсети и бесконечные видео, находится в неподвижности, а метаболизм никто не отменял. Именно в такие моменты на психофизиологическом уровне происходят самые тревожные изменения. Сознательно нам кажется, что мы заняты чем-то интересным, но на деле формируется эмоциональная и физиологическая зависимость от быстрых эмоций и дофамина. Это вырабатывает рефлексы и привычки, которые затем начинают управлять поведением и влиять на судьбу человека.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Почему опасны именно короткие видео?

Аркадий Бондарь, психолог: Это очень быстрый эмоциональный импульс, лёгкий способ получить эмоции – интерес, радость, ощущение новизны. Именно это делает такие механизмы особенно притягательными. При этом незаметно размывается волевой компонент, возникает привычка «ещё чуть-чуть», и это затягивание самое опасное. Отключается контроль, снижается способность к саморегуляции, всё происходит на эмоциональном фоне. Почему это так привлекательно? Нужно быть реалистами – это целая индустрия. Существуют институты и исследования, которые изучают внимание зрителя, используют триггеры, тонко настраивают контент под целевую аудиторию. Наши подростки сталкиваются с системой, которая знает о них больше, чем они сами. Им дают контент, который удерживает. В этом и заключается проблема.

Тимофей Зудин, ведущий: Значит ли это, что, если у человека действительно сложности, нарушается сон, он постоянно смотрит эти ролики, то нужно их вообще не смотреть? Есть ли какие-то механизмы ограничения?

Аркадий Бондарь, психолог: Давайте разделим взрослых и подростков. Начнем со взрослых. У взрослых есть обязательства: работа, дела, режим. Это в какой-то степени «вытаскивает» их из интернета. В этом смысле взрослым проще, чем подросткам, о которых заботятся, которых направляют, обеспечивают. Любой стимулирующий контент – соцсети, кино, даже работа – вызывает перевозбуждение коры мозга. Даже если потом всё выключаешь, ложишься, в голове продолжают «летать» картинки. Это мешает уснуть. У взрослых хотя бы есть понимание механизма. Кто-то применяет дыхательные практики, кто-то ограничивает время просмотра. Важно научиться определять, где это уместно, а где – нет. С подростками сложнее. Они меньше осознают себя. Кто должен ограничивать? Родители. Но подростки часто считают, что родители «устарели» и их запреты вызывают протест. Это усиливает интерес к коротким видео, развивает поверхностное мышление, привычку к быстрому удовольствию, снижает способность к глубокому восприятию. Но даже в этом можно найти ресурс. Если подросток делится тем, что он смотрит, и вы развиваете эту тему, обсуждаете сюжет, он начинает чувствовать, что поверхностного восприятия недостаточно, и может сам ощутить нехватку глубины, начать задумываться. Самый простой совет – не брать телефон в руки – потому что всё начинается именно с этого. Можно вводить дома ритуалы: ужин без телефонов, один день без гаджетов. Важно задействовать моторику, потому что пальцы привыкают к движению по экрану. Чем больше они заняты, например, рисованием, рукоделием, тем меньше зависимость. Творческие занятия, особенно с яркими красками и сменой образов – отличная альтернатива.