Пришло время для собственной рефлексии, угрозы профессиональной состоятельности испытывают, как вы знаете, все, даже мы в журналистике и в искусстве — повсюду — живём между двух огней, Сциллой и Харибдой. С одной стороны — в надменной тени великих, с которыми сравнивают всех, а с другой — к угрозам прошлого прибавились будущие. От ИИ, который может всё. Двойную угрозу явили миру в английской газете London Standard, нейросеть вернула к жизни их критика Брайана Сьюэлла. Легендарный своей желчной манерой, он бескомпромиссно обвинял в бездарности Хёрста, Хокни и Бэнкси. Почти 10 лет спустя своей смерти явился в духе из машины, чтобы разнести выставку Ван Гога. Суждения можно оспорить, но читать интересно. Смелость и компетентность — вот чего часто не хватает критикам. Возьмём, к примеру, выставку «Зенит Петербург. 100 лет вместе». Это как раз тот случай, когда уместным было бы воскресить дух кого-нибудь из комментаторов, Василия Уткина или легендарного Николая Озерова, чтобы тот в присущей ему харизматичной манере подтвердил — организаторы отразили суть, попали в цель, в девятку — «Гол!» — или, увы, «штанга»… Сам я беспокоить новыми технологиями великие тени не решусь, но вот вам другие отзывы о выставке — компетентных её посетителей.