ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«1 июня отмечается Международный день защиты детей. Эта дата напоминает нам, взрослым, об огромной ответственности за наших детей, за их жизнь и здоровье. Мы должны не только любить, но и оберегать их. Не всегда им хватает нашего внимания и нашей опеки. И к огромному несчастью порой цена этой ошибки – жизнь детей. Особенно сейчас, когда наступили каникулы, когда дети в основном предоставлены сами себе. Кто-то ещё не успел уехать в лагерь или в деревню под присмотр бабушек и дедушек. Сейчас наступает самое опасное время для детей.
Для справки. За первые дни лета уже зафиксировано несколько смертельных случаев, связанных с детьми. Это и трагедия в деревне Терпилицы Ленобласти, когда на двух девочек в здании заброшенного сельхозпредприятия обрушилась бетонная плита. А под Выборгом на 9-летнего мальчика упали большие и плохо закреплённые железные ворота. Тоже насмерть. Я уж не говорю об огромном количестве несчастных случаев, которые происходят с так называемым зацеперами. Это отдельная страшная статистика.
Река. Лес. Заброшенное здание. Всё, что угодно, может стать зоной повышенной опасности. Что делать, чтобы спасти наших детей? И как предотвратить возможную и близкую трагедию? Об этом – в репортаже Полины Ганичевой».
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Место страшной трагедии. Вот в это здание заходят две девочки – 11 и 12 лет – чтобы снять видео».
В первые дни каникул – десяток детских трагедий. Девочки на заброшке. 9-летнего мальчика придавило воротами в частном секторе. Зацепера убило током. В Красносельском районе дети падают с самодельной таразнки над ж/д путями. Главный вопрос: как выжить этим летом?
Уберите детей от экранов. Этот сюжет для родителей.
Канун Дня ребёнка в Ленобласти. Суббота. Две школьницы возвращаются с занятий. Отмечаются дома и собираются на дачу – она рядом. Там их уже ждут взрослые. По пути заходят сюда. Заброшка в кольце борщевика. Забираются на второй этаж и ставят к стене телефон, чтобы снять видео.
Бетонную плиту спасатели поднимали краном – потолок, который вручную не поднять десятку мужчин за секунду, обрушился на детей. Не успели даже закричать. В местном отделе Следственного комитета ищут виновных.
ВЛАДИМИР ЗАБЕЛИН, исполняющий обязанности руководителя следственного отдела по Волосовскому району следственного управления СК РФ по Ленинградской области:
«В ходе расследования нами было установлено, что ранее также были случаи, что там дети неоднократно играли. Приходили на это здание заброшенное».
– Оно было не огорожено? Никаких препятствий не было?
– Да.
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Если ориентироваться по карте, место это расположено на окраине, но это же деревня – всё близко. Из-за заградительной ленты уже видны ближайшие жилые дома. До них рукой подать. Отсюда 300 метров до ДК, до ближайшей школы всего 400. Что это за здание, кому оно принадлежало и, главное, кто ответственен – ещё предстоит установить. Но напротив – картофельный комплекс, если верить картам. Повсюду всё в ящиках и деревянных палетах – видимо, для овощей».
Идут допросы, проверяют документы, но девочек не вернуть. 11-12 лет. Тот возраст, когда детей начинают отпускать на улицу одних. Правила дорожного движения знают, дорогу домой тоже. Но ценой такой самостоятельности может стать жизнь.
А теперь внимание всем родителям. Сейчас вы узнаете о своих детях больше. Библиотека Зеленогорска. Школьный лагерь. Группу 9-10 лет приводят на уже привычную всем лекцию школы безопасности отряда «Лиза Алерт». Инструктор Лидия говорит:
– Пожалуйста, поднимите руку те из вас, кто хоть раз в жизни терялся. Только руку пока что…
Больше половины! В лесу, на улице, в торговом центре, в храме… О том, как уже терялись, рассказывают наши дети. Просим у Лидии волшебную таблетку. Что такого нужно объяснить ребёнку, чтобы не случилось страшное? Она поправляет: не что, а как часто.
ЛИДИЯ РЫЖИКОВА, инструктор школы «Лиза Алерт»:
«Ребёнок, так как он не сталкивается ежедневно с той ситуацией, когда он может потеряться, конечно, эти правила он забывает. И в стрессовой ситуации он может поступить нестандартно, неправильно. Как и многие взрослые. Поэтому повторять, приводить примеры, приглашать нас. Всеми способами время от времени повторять, повторять, повторять».
Запоминайте. Ребёнок должен знать наизусть телефоны обоих родителей. Выучить золотое правило «трёх «О»: потерялся – остановись, оглянись, окрикни. Без шуток – покричите с ребёнком вместе – многие стесняются, считая, что это плохо. И главное: стоим на месте. Ноги будто намазали суперклеем. Помощь просим тоже на месте. И только у сотрудников в форме и с удостоверением.
И для родителей. Главное – помните: если ваш ребёнок потерялся, немедленно обращайтесь в полицию и к поисковикам. Правила трёх дней не существует!
Лидия пришла в отряд после резонансного детского поиска. 10-летний мальчик в Отрадном пошёл в гости к дяде со списком судимостей. Тот просто обещал чай со сладостями. Поиск закончился трагически. Ещё раз подчеркивает – всем родителям: повторять, повторять, повторять правила. Как таблицу умножения.
– Подросткам нужно право выбора, мам. Если им напрямую говорить… – в кадре подбирает слова бывший зацепер Аркадий Аксёнов. Он знает, что сказать, но помнит, что сам пару лет назад ничьих советов не слушал. С приятелями пошёл снимать видео. Сорвался и попал под поезд. Ребята убежали, а он потерял ноги и чудом выжил.
Таких видео за последние дни в Петербурге десятки. Почти всё ради ролика. Блогеры – такие же дети – снимают и бросают вызов другим. Лучше «подпишите» своего ребёнка на блог Аркадия. Весёлый спортивный подросток, который пишет: «не страдайте ерундой — лучше идите во двор пинать мяч».
АРКАДИЙ АКСЁНОВ:
«Мне в каком-то смысле повезло. У меня нет только ног. Спина рабочая, очень хорошая, руки довольно сильные остались… Я что-то да могу делать. Разумеется, в сравнении со здоровым телом это вообще не сравнимо, но…»
Ространснадзор делится статистикой. 4 месяца – 4 погибших ребёнка. И ещё столько же травмированы. Ольга Патрикеева – мама троих из отдела надзора объясняет: правила поведения у железнодорожных путей – это важно. Но лучше просто объяснить, что детей там быть не должно. Ни при каких обстоятельствах. Только в поездку со взрослыми.
ОЛЬГА ПАТРИКЕЕВА, заместитель начальника отдела надзора за опасными грузами, ЧС и пожарной безопасностью на подвижном составе Межрегионального территориального управления Ространснадзора по СЗФО:
«Каким-то образом зацепились на Финляндском вокзале за электропоезд, и уже по приезде на станцию Ланская на крыше было обнаружено тело 15-летнего подростка, и 13-летний подросток с травмами».
Ещё один риск – купальный сезон. В этом году прошёл самый долгий непрерывный поиск в истории отряда в Петербурге. Мальчик Рома. 27 суток. Безостановочно. Провалился под лёд. Найден. Погиб. На такие поиски обычно приезжают водолазы даже из других городов. Они самые страшные.
АНТОН КАПРАЛОВ, начальник поисково-спасательной группы Центральной спасательной станции поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга:
«Помню, сложный был поиск в Сестрорецке, когда утонули два брата. Купались в разливе. Семья отдыхала: папа с мамой употребляли алкогольные напитки, и дети были предоставлены сами себе. Оба не умели плавать. Ныряли с понтона. Один мальчик – младший который – начал тонуть, и за ним прыгнул брат. Утонули оба. Искали, конечно. Сразу приехали, и нашли почти сразу, но шансов уже не было. Это самое страшное. Особенно меня начало задевать, когда у меня своя дочка родилась. Так это ты вроде от этого отторгаешься, а вот у меня дочка родилась, и это стало более чувствительным. Потому что перекладываешь всё это дело».
Это только несколько последних случаев за пару дней каникул. Мальчики и девочки, непослушные и круглые отличники – все дети сейчас в опасности. И единственная надежда – родители, которые вовремя напомнят, объяснят, запретят. В вопросах безопасности не бывает «слишком» – только «недо-». Ведь, как говорят спасатели, каждое из этих правил написано кровью.