ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Продолжим наши исторические изыскания. Есть хороший повод для этого. 6-го июня исполняется 226 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Двор Мойки, 12 в этот день был по традиции заполнен людьми, цветами и стихами, которые здесь читали. Но мы хотим поговорить не о народной любви к Пушкину. А о любви самого Пушкина, точнее говоря, о его последней любви – Наталье Гончаровой. Наталья Николаевна, выйдя замуж 18-летней девушкой, называет Пушкина в письмах родным или, цитата «мой муж и повелитель», исправно ведёт дом, помогает поэту в издательских делах и почти каждый год рожает ему по ребенку. За неполных шесть лет – пять беременностей и четверо детей. «Бог мне свидетель, что я готов умереть за нее», – написал Пушкин будущей теще пророческие слова еще до свадьбы.
Итак. Наталья Гончарова. Последняя любовь поэта. Кто она, ангел или роковая женщина, которая предопределила трагическую судьбу Пушкина? Попробуем найти ответы. И попытается это сделать тоже Наталья – Наталья Бандурина».
НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Сегодня пятница, именно в пятницу, 29 января 1837 года, душа покинула смертельно раненного Александра Пушкина. Умирал он здесь, у себя на квартире, на Мойке 12, на руках у своей жены. С тех самых пор Наталья Николаевна будет каждую пятницу держать траур, в этот день она будет уединяться, молиться и отказываться от еды».
Так кем же она была? Добрым ангелом или роковой красавицей, из-за которой случилось то, что случилось?
Царское село, май 1831-го, первое семейное лето Пушкиных на даче. После венчания в Москве свою молодую жену Александр Сергеевич привозит сюда, в особняк Китаева. Пушкину 32, Наташе 18. Она чистый лист.
Дом с мезонином. 8 просторных комнат, большая крытая веранда на втором этаже, где можно отдыхать в плохую погоду. Но главное – они, наконец, вдвоем, вдали от тещи, от которой Пушкин уже, мягко сказать, подустал. Натали впервые знакомится с друзьями мужа. В этой гостиной вечерами собирались: Карамзин, Жуковский, Гоголь. Они спорят, смеются, пьют шампанское, в разгар вечера юная Наташа, которая буквально окунулась в этот совершенно новый для нее мир, могла тихо отойти в сторону, присесть на кушетку и наблюдать за гостями со стороны.
Именно в тот год перед Натальей Николаевной открываются двери высшего общества. А это балы, приемы. Пожалуй, такого уютного первого лета, уже не повторится никогда.
Есть известная картина художника Ульянова, чета Пушкиных в отражении зеркала в Аничковом дворце. Натали выше своего супруга почти на голову. Пушкин изображен в мундире камер- юнкера. Придворное звание, которое подразумевало обязательное присутствие на высочайших приемах. На самом деле, все для Натали, чтобы она блистала.
На паркете Пушкин проигрывает Наташе. Она же в центре внимания. Грациозна, стройна и великолепно танцует.
За их спинами шепчутся. Мол, мезальянс. Пушкин на все эти пересуды не обращает внимания. И частенько оставляет жену на балах одну. Он ей доверяет. А она за ужином рассказывает ему об очередном кавалере, который был сражен ее красотой. И если сначала Пушкина это забавляет, то потом начинает раздражать.
В этот образ легкомысленной красавицы как будто ложится одна история. Легенда семьи Гончаровых. Любой Бразильский сериал позавидует. Бабушка Натальи Николаевны была баронессой Эфрозинья Ульрика фон Посе. Удивительная красавица. Жила в Лифляндии – территория современной Латвии и Эстонии. У нее была дочь. И вот однажды она бросает все, тайно бежит со своим любовником генерал-поручиком Загряжским. На пути в Петербург она сообщает семье через поручителей что ее не украли – бежала по собственной воле. Ей разрешают развод. А вот финал трагичный. Загряжский через три года привозит ее в свое имение и буквально передает с рук на руки, внимание, своей законной жене. Эфрозинья на тот момент носит под сердцем дочь. Будущую мать Натальи Гончаровой. Эту историю в подробностях мы знаем благодаря Валерии Бобылевой, которая нашла и перевела на русский документы с бракоразводного процесса.
Эту историю, скорее всего, не знали в обществе, иначе завистники и сплетники не упустили бы возможности припомнить Натали проступок ее бабушки. Ей доставалось и без этого.
Мадам Пушкина действительно красиво смотрелась со своим новым партнером по танцам по имени Жорж. Но стоит ли ее в этом обвинять? Да и характер у Наташи был совсем другой. Бросить мужа и детей, как ее бабушка, она бы не смогла.
А теперь только факты. Дантес жил в доме на Невском со своим «дядюшкой» – бароном Геккерном.
Натали должна была сыграть роль ширмы. Но при этом Дантеса жутко раздражало, что она с ним «только танцует».
Геккерн просит отсрочку. За это время, внимание, Дантес умудряется жениться на сестре Натальи – Екатерине, которую в обществе называют «ручкой от метлы». Казалось бы, конфликт улажен, но Геккерны продолжают распускать сплетни. И тогда Пушкин вызывает на дуэль не Дантеса, а именно его «дядюшку».
Натали лежала под этими образами. Молилась, рыдала, когда привезли раненного мужа. После его смерти она исповедалась. Тайна исповеди так и осталась тайной, но главные слова со слов священника – она чистый ангел. Сам Пушкин, умирая, говорил, она ни в чем не виновата. Можем ли мы судить ее.
Она носила траур не два года, только через 7 лет вышла замуж за генерала Ланского, он принял ее четырех детей, она подарила ему еще троих. Скончалась, когда ей был всего 51 год. До самой смерти оставалась очень красивой женщиной, преданной женой и любящей матерью. В Некрополе Лазаревского кладбища не у многих могил стоят цветы. У Натальи Ланской – всегда.