Илья Шевченко, корреспондент:

Анатолий Лядов — сын известного русского оперного дирижёра, ученик самого Римского-Корсакова. От него закономерно ждали традиционных масштабных произведений. Но его привлекали малые формы, сказочные темы – искусство для удовольствия. Как же формировался творческий гений нам расскажет… А кто же расскажет?

Илья Катунцев, актёр:

Об этом расскажу вам я, Анатолий Константинович Лядов. В год своего 170-летия в своём родном городе Санкт-Петербург.

Знаменитый композитор в исполнении актёра театра и кино Ильи Катунцева проведёт экскурсантов по пяти адресам. Улицы и закоулки, где ходил маэстро и вдохновлялся Петербургом. Дома, в которых он жил и творил. Первая точка – улица Правды, бывшая Кабинетская.

Илья Катунцев, актёр:

Во времена своего детства я гулял по этой улице. И уже тогда я удивлял своими музыкальными талантами.

Марина Голякова, режиссёр экскурсии-променада «Загадочный Лядинька»:

Анатолий Константинович родом из удивительно театральной семьи. Музыкальной и театральной. Он практически вырос в закулисье Мариинского театра и был окружён актёрами и музыкантами.

В 15 лет Лядов поступил в консерваторию. Но его творчество не ограничивалось музыкой. Он рисовал. Сначала сам, потом вместе с детьми, и даже устраивал у себя дома импровизированные выставки. А ещё писал стихи.

Илья Катунцев, актёр:

Я попробовал примерить на себя образ этого композитора. Из-за того, что он разносторонне был художественно развит – он был и художником, и даже на сцене выступал в молодые годы – я, как мне кажется, почувствовал какую-то связь с ним. И человек он приятный, как по мне.
И мы как раз таки пришли к его дому — дом на Николаевской. Жил он в квартире № 10. Сейчас это улица Марата. Марата, 52. А рядом стоит домик купцов Беляевых. Да, именно здесь проходили «Беляевские кружки». Еженедельно.

На этих пятничных музыкальных вечерах мецената Митрофана Беляева Лядов знакомился с именитыми композиторами, исполнял свои сочинения – беззаботные и оптимистичные. Следующая остановка – улица Достоевского. Лядинька, как называли его друзья по Беляевскому кружку, по-особенному относился к мистическому, загадочному творчеству писателя. Однажды композитор был на вечере, где читал свои произведения Фёдор Михайлович. Лядов был в восторге: сохранилось даже письмо жены Римского-Корсакова.

Илья Катунцев, актёр:

«И чуть ли не больше всех шумел наш тихенький Лядинька. Он до тогодошёл наконец, что вскочил ногами на стул, аплодировал до боли в руках, топал ногами – словом, я на силу вытащила его, чтобы ехать домой».

Возможно, именно творчество Достоевского поспособствовало тяге Лядова к отечественной мифологии и фольклору. Композитор создал миниатюры «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро» – в них тихая тайна сказочной природы. Поэтому Лядиньку и называют загадочным.

Марина Голякова, режиссёр экскурсии-променада «Загадочный Лядинька»:

Хочу обратиться к словам Римского-Корсакова: «Всё сказано в самой музыке, нужно только научиться её слушать». Но в случае с Лядовым хочется ещё заразить людей желанием посмотреть его рисунки, очень смешные, невероятно остроумные, почитать его стихи, может быть, но главное – послушать музыку.

Музыкой и завершается экскурсия. В музее-квартире Римского-Корсакова можно послушать главные произведения композитора. Здесь Анатолий Лядов часто бывал в гостях у своего учителя, наставника и просто друга.

Илья Катунцев, актёр:

Ну что ж, я прощаюсь с вами. Потому что мне нужно спешить к Николаю Андреевичу. Ну а вы слушайте хорошую русскую музыку. До новых встреч.