И вновь, и снова — мы будем произносить имя Петра Ильича Чайковского, как я уже говорил не в контексте юбилея, а потому что его присутствие разлито в музыкальной культуре, не только в репертуарах, самих основах музыки, произведениях, которые для музыкантов являются путеводными звёздами.
Международный конкурс имени П.И. Чайковского — один из главных профессиональных вызовов для молодых музыкантов. В его финале жюри оценивает уже не мастерство, а трансцендентные по сути оттенки нюансировки, проникновения, трактовки.
Интересно, что в этом невероятном финале музыканты выступают с двумя номерами. Как в фигурном катании — есть произвольная программа и обязательная. У виолончелистов это — «Вариации на тему рококо» Чайковского. Произведение, не в том дело, что сложное, а требующее предельной созвучности чувств от исполнителя. Как такого рококо, как стиля, в нём нет, это — общее настроение безмятежности, радости, вернее то чувство, которое сам Чайковский, видимо, испытывал от музыки Моцарта, и предвосхитил идеи «неоклассики» — это неуловимое личное впечатление. Впрочем, я все равно не выскажу то, что десятилетиями учатся чувствовать музыканты. О вариациях — расскажет виолончелист, лауреат прошлого Конкурса Чайковского Иван Сендецкий.