В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Щетинина, куратор выставки, научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.
Марианна Дьякова, ведущая: 7 мая в арабском зале Зимнего Дворца открылась выставка «Слава победителям!». Экспозиция приурочена к 80-летнему юбилею Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.
Василий Киров, ведущий: Выставка рассказывает о подвиге советского народа и воспевает его в произведениях искусства из фарфора.
Марианна Дьякова, ведущая: Как в годы войны функционировал Императорский фарфоровый завод?
Наталья Щетинина, куратор выставки: Во время войны завод назывался Государственный фарфоровый завод имени Ломоносова. В августе 1941 года производство эвакуировали в Ирбит, и остались только цеха для нужд обороны. С апреля 1942 года начался выпуск посуды для госпиталей, многие художники ушли на фронт, а из художественной лаборатории осталась лишь Анна Адамовна Яцкевич, автор «Кобальтовой сеточки». Она камуфлировала корабли фарфоровыми красками и поддерживала жизнь на заводе. Мы показываем работы пяти героических женщин, оставшихся в блокадном городе, акцентируя внимание на уникальных произведениях, созданных в 1943-1944 годах.
Василий Киров, ведущий: Какова основная цель создания художественных произведений искусства с советской военной символикой? Для кого был этот фарфор?
Наталья Щетинина, куратор выставки: Во время войны художники продолжали творить, несмотря на сложные условия. Они поддерживали связь с Союзом художников, создавали свои работы дома и приносили их на завод для обжига в небольшой печи. Эти произведения затем выставлялись на выставках Союза. В ноябре 1943-го года в Москве открылась выставка «Героический фронт и тыл», где были представлены работы. Мы видим сервиз Лидии Лебединской и вазу Елены Кубарской. Эти уникальные авторские вещи были успешно показаны в Третьяковской галерее и сохранились до сих пор, а были созданы в блокадном Ленинграде.
Василий Киров, ведущий: Что изображали на фарфоре? Мы видим салюты, фейерверки, просто советских солдат.
Наталья Щетинина, куратор выставки: Это после войны. А во время войны изображались в основном виды осаждённого города и работа тружеников тыла. То есть на сервизе, например, в медальонах Лебединская изобразила с одной стороны узнаваемый вид города, с другой стороны –работы, которые велись, например, людьми на заводе, или работа по маскировке – всё, что было в тот момент важно.
Василий Киров, ведущий: Где брали материалы?
Наталья Щетинина, куратор выставки: В годы войны художники использовали бельё – нерасписанный белый фарфор – из старых запасов, так как создать что-то новое было невозможно. Они расписывали старые формы, изготовленные в 1930-е годы, и приносили их на завод для обжига. Например, ваза «Дорога жизни», которая размером 80 сантиметров, была доставлена на завод из мастерской Тамары Беспаловой-Михалёвой, которая оставалась в осажденном городе с дочкой. Лидия Лебединская также не уехала в эвакуацию из-за болезни сына. Александра Щекатихина-Потоцкая, пережившая смерть мужа Ивана Билибина зимой 1942-1943-х годов, продолжила творить и создавала вазы на тему героической истории России. Это Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский. То есть таким образом она воодушевляла народ на победу.
Марианна Дьякова, ведущая: Как эти вещи сохранились в таком великолепном состоянии?
Наталья Щетинина, куратор выставки: Некоторые вещи, вероятно, пострадали и были утрачены, так как не все известны из архивных документов. Однако часть сохранилась в музее завода, и сотрудники бережно хранят их. На выставках они показываются нечасто, но на текущей выставке представлено много предметов, которые демонстрируются впервые.
Василий Киров, ведущий: Выставка ещё дополнена фотографиями, в этом есть некий символизм. Что это за кадры? Это кадры военного времени или того, как проходила работа завода?
Наталья Щетинина, куратор выставки: Это кадры известного военного фотокорреспондента Евгения Халдея. Мы решили дополнить экспозицию документальными фотографиями и показываем одну из них с вазой «Победа» из нашего архива. Эта ваза была создана к годовщине Победы в 1946-м году благодаря усилиям коллектива под руководством Николая Суетина, который собрал оставшихся сотрудников после эвакуации. Ваза с портретом Сталина и пейзажем с салютом Победы была доставлена в Москву и одобрена Лазарем Кагановичем. Она выставлялась в Третьяковской галерее и сейчас находится в музее «Победы» на Поклонной горе. Мы показываем историческую фотографию, на которой запечатлены художники, создававшие её.