В гостях у программы «Утро в Петербурге» Юрий Смекалов, режиссёр, продюсер. 

Василий Киров, ведущий: В Петербург возвращается балет, который уже называли театральным открытием спектакля «1234». Это уникальный проект, в котором объединились четыре хореографа из разных стран – России, Германии, Португалии и Израиля.

Марианна Дьякова, ведущая: Каждая часть спектакля самостоятельное произведение, созданное на ассоциациях с одной из цифр 1, 2, 3 или 4. О символизме, хореографическом разнообразии и важности танца, как формы культурного диалога, поговорим далее.

Василий Киров, ведущий: Почему именно сейчас балет «1234» возвращается в Петербург? Что изменилось?

Юрий Смекалов, режиссёр, продюсер: Возвращение спектакля – это возможность закрыть гештальт. Каждый спектакль для создателя как ребенок, и важно видеть его судьбу. Сегодня мы испытываем дефицит сотрудничества с иностранными хореографами по ряду причин. Это является показателем того, что симбиоз разных культур имеет огромное значение именно сегодня.

Марианна Дьякова, ведущая: Как вы выбирали хореографов для спектакля?

Юрий Смекалов, режиссёр, продюсер: Принято считать, что русский балет, как и космос, впереди планеты всей. Это правда. На сегодняшний момент лучше классического балета нет ничего в мире. Никто никогда не придумает ничего лучше, потому что системы выстроены совершенно по-другому. Но в современном танце Германия и Израиль опережают нас. Все понимали, что с Россией соперничать в классическом балете просто невозможно, и страны начали придумывать свои языки, развивать школы и направления.

Василий Киров, ведущий: Что объединяет четыре разных ментальности вместе?

Юрий Смекалов, режиссёр, продюсер: Объединяет идеи, которые я соединил в концепцию спектакля. Цифра один символизирует индивидуум, личность, которая ведет нас к мирозданию. Двойка – это пара и взаимоотношения, тройка – продолжение или конфликт внутри пары, который может привести к разрушению. Четверка для меня означает четыре стороны света, четыре религиозные книги, четыре времени года и стихии. Это объединяющие элементы, которые ведут к бесконечности. Но это уже наш следующий поиск, к которому мы обязательно придем.

Марианна Дьякова, ведущая: Является ли музыка Бхима Юнусова объединяющим элементом?

Юрий Смекалов, режиссёр, продюсер: Музыка Бхима Юнусова, декорации Елисея Шепелёва, костюмы Нины Штернберг и грим Ольги Костинецкой создают единое дыхание и историю спектакля. Зрители могут не заметить различий, но эксперты оценят нюансы. Израильская эстетика отличается брутализмом и эмоциональностью, в то время как немецкий стиль более холодный и расчетливый. Спектакль понравится как любителям театра, так и тем, кто разбирается в направлениях.

Василий Киров, ведущий: Чем отличается португальская хореография?

Юрий Смекалов, режиссёр, продюсер: Хелдер Сеабра, хореограф из Португалии, пронизан атмосферой своей страны – гор, моря. Он жаркий, добрый и открытый человек, очень импульсивный. Его хореография физически сложна, и артисты испытывают большие нагрузки.

Марианна Дьякова, ведущая: Изменился ли состав артистов с 2019-го года?

Юрий Смекалов, режиссёр, продюсер: Обстановка не изменилась, но спектакль всё же трансформируется, когда артисты привносят свои характеры и эстетику. Если бы хореографы могли приехать и репетировать, они внесли бы правки. На сцене девять супергероев, среди которых Александр Челидзе, Злата Ялинич и Диего Кальдерон – фантастические артисты. Мы также вводим новых исполнителей, таких как Диана Хмелевская и Игорь Клинский, выпускники Академии Эйфмана. Игорь Калинский получил гран-при от Бориса Эйфмана.

Василий Киров, ведущий: Какой смысл в выборе площадки Большой драматического театра?

Юрий Смекалов, режиссёр, продюсер: Смысл в том, что наше сотрудничество с БДТ на Каменном острове в 2019-2021-х годах сделало выбор очевидным. Замдиректора Большого театра предложил провести проект на большой сцене, подчеркивая, что это расширяет аудиторию и развивает наш проект. Однако важно также отметить, что мы реализуем этот проект самостоятельно, и без спонсорской поддержки в России трудно что-либо создать. Эта сцена выбрана также из-за лучшей окупаемости.