В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Кулида, зоопсихолог.
Ксения Бобрикова, ведущая: Болонки в цвете сказочного Гринча, бульдоги с экстерьером амурского тигра или леопарда, кошки с малиновыми ушами, с салатовыми хвостами. В кого только не предлагают превратить домашних питомцев компании, размещающие предложения по краскам для шерсти животных.
Тимофей Зудин, ведущий: Насколько такой тренд по преобразованию кошек и собак безопасен и этически приемлем?
Ксения Бобрикова, ведущая: Откуда взялась мода преображать питомца до неузнаваемости? Что хочет сказать этим хозяин?
Анна Кулида, зоопсихолог: Впервые такая мода появилась около 15-ти лет назад в Китае, когда стали различных шарпеев и других собак разукрашивать под панд, так как это любимое животное Китая. Потом эта мода перешла в Америку, в Европу и добралась до нас.
Тимофей Зудин, ведущий: Груминг – это же, наверное, некий стресс для собаки.
Анна Кулида, зоопсихолог: Всё зависит от того, насколько гуманно мы к этому изначально подошли. То есть, если мы постепенно, по чуть-чуть приучили животное к грумингу, то оно может даже наслаждаться этим процессом, потому что вычесывание может быть приятно. Но, если мы неприученное животное принесли к незнакомому человеку, в незнакомую обстановку, то это будет очень серьезный стресс.
Ксения Бобрикова, ведущая: Средств для цветного преображения множество: и краски, и фломастеры, и мелки, и тальк, и спреи. Какой состав у этих средств? Насколько это безопасно для животного?
Анна Кулида, зоопсихолог: Ничего безопасного здесь нет. В средствах для животных, продающихся на маркетплейсах, часто отсутствует информация о составе и сертификаты. Это касается в основном недорогих товаров. Производители не указывают состав, что вызывает вопросы о безопасности продукции. Отсутствие сертификатов, обязательных для товаров, предназначенных для животных и людей, также является проблемой. Мы можем понять, что хороший состав никогда не будет стоить 200-500 рублей.
Тимофей Зудин, ведущий: Как животные вообще реагируют на такую окраску?
Анна Кулида, зоопсихолог: Животным, в частности собакам и кошкам, в принципе без разницы на покраску, так как они не осознают себя в зеркале. Другие животные, особенно собаки, могут не узнать покрашенного сородича из-за нового запаха и вида, что может привести к дракам и агрессии. Аналогичные случаи наблюдались у кошек после груминга, когда животные не узнавали друг друга и начинали драться.
Ксения Бобрикова, ведущая: Какой может быть побочный эффект от дешёвой краски?
Анна Кулида, зоопсихолог: Самое опасное – это аллергия, потому что мы не знаем, из чего состоит краска. Индивидуальная реакция животного на покраску может вызвать аллергию, вплоть до анафилактического шока. В местах оказания услуг, часто это происходит на дому, скорее всего отсутствуют препараты для снятия отека. Аллергия имеет накопительный эффект и может проявиться не сразу, даже после нескольких успешных покрасок, требуя длительного лечения.
Ксения Бобрикова, ведущая: Я читала и про летальный исход, и про паралич животного.
Анна Кулида, зоопсихолог: Невролог из Москвы поделился своим случаем, что, когда собаку окрасили под тигра, у неё случился паралич всех четырех конечностей. На восстановление ушло несколько месяцев, до этого животное просто не могло передвигаться из-за краски.
Тимофей Зудин, ведущий: Некоторые хозяева идут дальше и одевают своих питомцев в какие-то костюмчики с ушками, с хвостами и так далее. Насколько животное комфортно себя чувствует в таком наряде? Как это влияет на самочувствие?
Анна Кулида, зоопсихолог: Тоже зависит от приучения. Приучение к одежде с раннего возраста, начиная с удобных костюмов и поощрения, облегчает принятие одежды животными. Важно учитывать особенности шерсти, например, густошерстных собак не стоит перегревать зимой. Неприученные животные могут испытывать сильный стресс при внезапном надевании костюма, вплоть до замирания и принятия «позы креветки».
Тимофей Зудин, ведущий: Испытывают ли собаки стресс при дрессировке?
Анна Кулида, зоопсихолог: Нет. Наоборот, если мы не будем заниматься собакой, она будет сама себе предоставлена, начнутся психологические проблемы от недостатка выброса энергии.
Ксения Бобрикова, ведущая: Для вас окраска животного – это жестокое обращение или проявление любви?
Анна Кулида, зоопсихолог: Для меня это больше как жестокое обращение, потому что мы же хотим выделиться с помощью этого животного. Собаке лучше в её естественном виде, и животные другие узнают.
Тимофей Зудин, ведущий: Вы бы запретили окрашивание животных в России?
Анна Кулида, зоопсихолог: Скорее бы запретила, потому что слишком много нюансов. Надо приучать, надо, чтобы была профессиональная краска, которая стоит недешёво.