ВЛАДИМИР ТЫДМАН:
Мемориал «Стальной путь» поставлен в память о Дороге Победы. Именно мои родители прокладывали трассу этой дороги. 18-го числа прорвали блокаду, 19-го числа они были уже здесь на станции Шлиссельбург.
ТАТЬЯНА ДЕМИДОВА, методист подразделения по сохранению исторического наследия Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек Российских железных дорог:
По Шлиссельбургской трассе, или как позже назвали «Дорога Победы» за год было перевезено 4,5 миллиона тонн грузов. И именно эта железнодорожная ветка обеспечила продвижение всего необходимого для операции «Январский гром». Как только завершился прорыв 10000 человек: военные, железнодорожники, батальоны ленинградцев перебрасываются на правый и на левый берег Невы. Задача — построить деревянную свайно-ледовую переправу. И уложить 33 километра железнодорожного пути на левом берегу в полосе прорыва.
ВЛАДИМИР ТЫДМАН:
В семье сохранился альбом рисунков моего отца. Там есть рисунок — избушка, домик небольшой, который стоял на берегу Невы, а около избушки лежала куча взрывчатки. И они боялись при каждой бомбёжке и обстреле, что какой-нибудь осколок попадёт в эту кучу, и от их домика не то, что следа, вообще ничего не останется. Альбом рисунков отца я увидел уже взрослым. Мама сохраняла большую часть этих документов, но о них не распространялась. Мои родители были изыскатели. Они шли первыми с сапёрами, а кое-где даже без сапёров шли, потому что некогда было заниматься этим делом. Днём работа на трассе. Нивелир, рейка, лента мерная, колышки. А как только стемнело обработка всех вот этих данных, нанесение схем, чертежей. Прошли прямо. Самым кратчайшим путём.
ТАТЬЯНА ДЕМИДОВА, методист подразделения по сохранению исторического наследия Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек Российских железных дорог:
Все работы выполнены были за семнадцать дней. 7 февраля 1943 года Ленинград торжественно, радостно, со слезами встречал первый поезд с Большой Земли с продовольствием. В 1972 году на площади у железнодорожной платформы установили стелу «Стальной путь», потому что так называли Ириновскую железную дорогу, Ладожское направление. И в 1975 году ветераны, они ещё были, по сути, молодые, наши железнодорожники, они решили всё-таки найти паровозы, которые обеспечили Ленинграду победу. И сами машинисты, помощники паровозной бригады, кто работал на них в войну, они их и доставили сюда в Ленинград. Паровоз, который стоит у нас на станции, был первым, который уходил из Ленинграда на Большую землю.
ВЛАДИМИР ТЫДМАН:
Когда начинаешь смотреть историю Дороги Победы, все упоминают всегда всяких генералов, маршалов, которые вот приняли решение строить дорогу. А, простите, где и как решает не маршал, решает простой изыскатель, инженер, техник. Мои родители приложили огромный труд для того, чтобы была построена эта дорога.