ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«На этой неделе в обычной петербургской квартире был обнаружен уникальный предмет. В буквальном смысле, шедевр мебельного искусства – бюро второй половины 18-го века. Удалось установить, что его создали в знаменитой мастерской Христиана Мейера – того самого, который делал мебель при дворе для Екатерины II и Павла I. Многое из того, что создал Мейер, уже, увы, утрачено. В Эрмитаже и Павловском музее-заповеднике хранятся всего лишь 10 предметов этого мастера. Очень часто такие шедевры появляются на западных аукционах.
Найденное бюро удалось спасти от продажи за рубеж. И история этого предмета очень петербургская. Бюро стояло в обычной городской квартире, заваленное бумагами, и так бы там и осталось, если бы однажды хозяйка не решила от него избавиться. Потому что, цитата, надоело. Об истинной ценности предмета она даже не догадывалась. В итоге бюро выкупили, и теперь оно ждет реставрации, после которой останется в частной коллекции.
И этот случай – хороший повод затронуть интереснейшую тему. Называется она «Тайны мира коммунальных квартир Петербурга». Что можно найти в петербургских коммуналках? И как эти находки иногда становятся даже частью коллекции Эрмитажа? Наталья Бандурина проведёт нас в этот увлекательнейший мир петербургских коммуналок».
«Алиса заметила прямо перед собой длинный тоннель, а ещё увидела Белого Кролика, который со всех ног улепётывал по этому тоннелю. В зале было множество дверей, но все они были заперты – одни замочные скважины были слишком большими, другие – слишком маленькими. Алиса просунула ногу подальше в камин и стала ждать. Наконец, она услышала, что в дымоходе прямо над ней кто-то шуршит и скребется…»
НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Вы, конечно, узнали – «Алиса в стране чудес», история о превращениях и необычных обитателях этой страны – петербургские коммуналки, парадные и даже библиотеки, оказывается, как будто бы тоже из сказки. Одним словом, добро пожаловать в параллельный мир. Нас ждут настоящие сокровища и удивительные находки!»
Загородный проспект, 33, вместе с гидом по маршруту «Коммунальный Петербург» идем в одну из квартир.
Первое, что сбивает с ног – запах. Объяснить, чем именно пахнет, невозможно. Это концентрат из вчерашнего борща, сигаретного дыма, пыли. Эта кухня видала много на своем веку – это точно. Застенчиво, будто стесняясь своего вида, она прикрылась от внешнего мира слоем жира на стеклах. А вот и первая находка.
Заходим в комнату, она тоже жилая. Со стен на нас смотрит Аршавин, такой молодой. Но настоящие хозяева другие – они на портретах. А теперь запомните эту картинку. Именно так выглядит большинство коммунальных квартир в центре города. Когда старинные печи безжалостно заклеены дешевыми обоями, а паркет цвета асфальта вытоптан. И никогда и в голову не придет, что здесь может храниться что-то очень ценное.
Конная улица д. 8. Бывший доходный дом Лейба Райбштейна, 1911 года постройки. Богато декорирован, цокольные этажи – гранитной щепой, дорические порталы с шарами, миниатюрные балкончики, на окнах парадной лестницы кое-где еще сохранились витражи.
Идем в гости к Наталье. Они вместе с супругом два года назад купили в этом доме квартиру. Она была коммунальной. По словам хозяйки квартиры, они были единственными сумасшедшими, которые решились на покупку. Но у девушки была мечта – жить не в безликом доме-муравейнике, а в доме с историей. И они взялись за дело. Сами штукатурили, сами проводили проводку, специалистов приглашали только на реставрацию лепнины на потолках. Двери Наталья восстанавливает сама.
Вентиляционная решетка с поворотным механизмом, дверные ручки. Все это настоящие сокровища, чудом уцелевшие за 114 лет. Но были и не очевидные ценности, которые хранили паркет и двери.
Квартира выстроена по системе двойной анфилады, это когда есть сквозной проход из комнаты в комнату для господ и внешний коридор для прислуги, чтобы одни с другими не сталкивались. Даже планировка квартиры – настоящий свидетель эпохи.
Можно сказать совершенно точно , что им повезло. Квартире с Натальей, а Наталье – с квартирой, так еще один уголок настоящего Петербурга будет спасен.
Роскошная, бронзовая, с хрусталем и рубиновым стеклом. На нее можно смотреть часами, разглядывая детали, и бесконечно восхищаться мастерством автора. Люстра из Екатерининского дворца. Совершенно точно она видела императрицу, а императрица видела ее.
А теперь внимание. Последние десятки лет люстра была безжалостно разрезана на части, из нее сделали светильники и бра. Царская люстра по частям освещала обычную коммунальную квартиру в Центральном районе. Пока ее не заметил один коллекционер и меценат. И тут началась настоящая детективная история. Как она туда попала, кому пришло в голову разделить ее на части – история умалчивает. С одной стороны, это настоящее чудо, а с другой – очень петербургская история. Этот комод, например, тоже не имеет цены. Уже удалось установить, что это Мастерская Мэйера, который обслуживал императорский дом. Нашли комод тоже в коммуналке. Он был завален старыми газетами. Только лишь профессионалу открыл свое венценосное происхождение.
А эту красоту может увидеть любой желающий. Не нужно искать специальных гидов, напрашиваться в гости. Нужен всего на всего читательский билет. Это обычная библиотека Петроградского района. Но с непростой судьбой и уникальными интерьерами. За все 95 лет существования она ни разу не закрывалась. Во время блокады работники библиотеки сохранили книги и бережно хранили старинные печи, одну из них топили, от чего на старинном дубовом паркете навсегда остался ожог.
Здание библиотеки – тоже доходный дом, каких в Петроградском районе было много. И в каждом были такие печи или камины. Но сохранились в таком превосходном виде единицы. В коммуналках жить с такими громоздкими соседями было неудобно, в погоне за квадратными метрами их сносили. А поэтому то, что есть сегодня место, где можно полюбоваться на шедевры в стиле модерн – настоящее чудо.
Охотники за сокровищами до сих пор пытаются разыскать адреса квартир с дореволюционными схронами, в надежде найти золото и украшения, которые их хозяева оставляли в подполе и в печах до лучших времен. Однако настоящие сокровища на самом у всех на виду, как, например, вот печи, зеркала, витражи или даже этот опаленный участок паркета – свидетельство страшных блокадных дней. Маленький ключик, до сих пор его новые хозяева не знают, какие такие замки он открывает. Слишком уж мудреный. Одним словом, чудеса.