В гостях у программы «Утро в Петербурге» Павел Крусанов, член жюри литературной премия имени Даниила Гранина, писатель и Андрей Аствацатуров, член экспертного совета, писатель, филолог, директор Музея Владимира Набокова Санкт-Петербургского Государственного Университета.

Ксения Бобрикова, ведущая: Новая Национальная литературная премия имени Даниила Гранина родилась на берегах Невы. О её создании в прошлом году заявил президент Российского книжного союза Сергей Степашин. Премия будет вручаться один раз в два года. Пока в ней три номинации.

Василий Киров, ведущий: Итоги первого сезона премии подведут 22 мая в Санкт-Петербургском международном книжном салоне. Уже сейчас сформированы номинации, в которые вошли 11 произведений. О чём пишут авторы? Поможет ли награда привлечь читательскую аудиторию?

Ксения Бобрикова, ведущая: Что отличает литературную премию Даниила Гранина от всех остальных литературных наград? Какой у неё формат, требования?

Павел Крусанов, член жюри литературной премия имени Даниила Гранина, писатель: Большинство литературных премий, как правило, имеют одну номинацию. А наша премия имеет три номинации, что является преимуществом, так как позволяет разделить авторов по жанрам, чтобы, так сказать, спринтеры и стайеры не соревновались на одной дорожке. Это создает более справедливые условия для участников.

Василий Киров, ведущий: Можем рассказать более подробно про каждую номинацию?

Андрей Аствацатуров, член экспертного совета, писатель, филолог, директор Музея Владимира Набокова Санкт-Петербургского Государственного Университета: Премия связана с именем Гранина, писавшего для и про интеллигенцию, мастера очерков и малой прозы. При создании премии традиционной рубрикой стала «Большая проза» – реалистичный, крепкий, профессиональный роман в гранинском ключе. Также введена номинация «Малая проза» для очерков, так как Гранин мастером очерком. Третья номинация – «Искатель» – оказалась самой проблемной для нас.

Ксения Бобрикова, ведущая: Первая номинация «Большая проза». Какие были главные особенности, которые объединяли произведения, которые попали в эту номинацию?

Андрей Аствацатуров, член экспертного совета, писатель, филолог, директор Музея Владимира Набокова Санкт-Петербургского Государственного Университета: Это сильная, крепкая реалистичная проза от разных писателей, объединенных актуальной темой. Например, романы Валерии Троицкой и Дмитрия Филиппова о СВО, написаны сильно и с попыткой создать новый язык для описания современной ситуации. Максим Замшев продолжает важную традицию гранинско-трифоновскую, которую сейчас незаслуженно забывают.

Ксения Бобрикова, ведущая: Какие можно отметить тенденции для номинации «Малая проза»?

Павел Крусанов, член жюри литературной премия имени Даниила Гранина, писатель: Герман Садулаев в своей книге затрагивает острые вопросы современности. Илья Кочергин – крепкий рассказчик с затягивающим повествованием и непредсказуемым финалом. Светлана Волкова пишет исторические рассказы о Петербурге начала XX века, вплетая человеческие истории в эпоху Серебряного века. Станислав Минаков представляет полифонию жанров: рассказы, очерки, дневниковые записи, создающие документ эпохи, охватывающий период с 1980-х годов до современности. Каждый автор предлагает уникальный взгляд и стиль, отражая разнообразие тем и подходов.

Василий Киров, ведущий: Что отражает третья номинация «Искатель»?

Андрей Аствацатуров, член экспертного совета, писатель, филолог, директор Музея Владимира Набокова Санкт-Петербургского Государственного Университета: Номинация посвящена авторам, пишущим об учёных и их вкладе в современный мир. К сожалению, представленные работы не вполне соответствуют этой теме, за исключением книги Ирины Лисовой «Девочка, которая хотела летать», посвященной первой женщине-авиатору. Несмотря на это, были выбраны три романа, связанные с фантастическими или техническими открытиями, хотя они и не полностью отвечают задачам премии. Книга Ирины Лисовой остается единственным произведением, полностью соответствующим изначальному замыслу номинации.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как выбрать из этого многообразия? Как объективно дать оценку?

Андрей Аствацатуров, член экспертного совета, писатель, филолог, директор Музея Владимира Набокова Санкт-Петербургского Государственного Университета: Мы профессионалы, бывали в разных литературных премиях. У нас есть привычка читать книги, мы понимаем уже после десяти страниц, с чем мы имеем дело. Главный критерий – возможность извлечь что-то полезное для себя. Слабые книги отличаются поверхностностью, вторичностью, избитыми сюжетами и нелепыми ситуациями. Сильные произведения характеризуются небанальными ходами, как у Ильи Кочергина, историческими казусами, как у Иры Лисовой, или современным языком, как у Германа Садулаева).

Василий Киров, ведущий: Сколько было работ, сколько пришлось прочитать?

Павел Крусанов, член жюри литературной премия имени Даниила Гранина, писатель: Мне досталось только 11 книг, которые профессионалами были уже выведенные на высокую планку.

Ксения Бобрикова, ведущая: Сколько в день приходилось читать книг?

Андрей Аствацатуров, член экспертного совета, писатель, филолог, директор Музея Владимира Набокова Санкт-Петербургского Государственного Университета: Нам дали полтора месяца, что мало, мы прочитали 152 книги. Я отложил какие-то дела, какие-то книги были неудачные с самого начала, какие-то книги были удачные.

Василий Киров, ведущий: То есть не дочитывали?

Андрей Аствацатуров, член экспертного совета, писатель, филолог, директор Музея Владимира Набокова Санкт-Петербургского Государственного Университета: Некоторые книги были понятны уже после 10 страниц, даже иногда после предисловия. С некоторыми книгами я был знаком. Мне очень жаль, что, например, не попала книга Чухлебовой «Легкий способ завязать с сатанизмом». Также жаль, что не попала замечательная книга Кирилла Рябова «Дирижабль».

Василий Киров, ведущий: Почему не попали?

Андрей Аствацатуров, член экспертного совета, писатель, филолог, директор Музея Владимира Набокова Санкт-Петербургского Государственного Университета: Потому что экспертный совет принял такое решение. У всех разные мнения, сложно договориться. Пять творческих людей, у каждого — своё мнение, но где-то две трети мнений совпадает.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как литературная премия может повлиять на читательский интерес и повлияет ли?

Павел Крусанов, член жюри литературной премия имени Даниила Гранина, писатель: Обязательно повлияет. Литературный процесс сейчас лишен института аналитической критики, который ушёл в небытие. Навигатором в мире новинок выступают литературные премии, где профессионалы отбирают лучшие произведения. Шорт-листы премий, часто пересекающиеся по авторам, позволяют понять, что было интересного в году и на что стоит обратить внимание.

Василий Киров, ведущий: Авторам тоже важна какая-то критика.

Павел Крусанов, член жюри литературной премия имени Даниила Гранина, писатель: Для авторов важно признание экспертного совета и сообщества, выделение среди других. Это подтверждает, что время на написание потрачено не зря. Плюс, это создает информационный повод, привлекает внимание прессы и повышает узнаваемость автора.

Андрей Аствацатуров, член экспертного совета, писатель, филолог, директор Музея Владимира Набокова Санкт-Петербургского Государственного Университета: Многие книги попадают в шорт-листы различных премий. Например, книга Дмитрия Филиппова «Собиратели тишины» выиграла премию «Слово» и вошла в шорт-лист ещё одной премии. Эти шорт-листы, скорее всего, вас не обманут.