В гостях у программы «Утро в Петербурге» Владимир Абинякин, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.
Ильдар Абитов, ведущий: Сегодня в центре нашего внимания коллекция памятников Юго-Восточной Азии. Собрание, которое формировалось на протяжении ста с лишним лет, сегодня состоит из более чем 700 предметов. Как попадали эти произведения искусства в музей? Какая у них история?
Владимир Абинякин, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Это интересная история, учитывая, что памятников искусства Юго-Восточной Азии в России в других местах практически больше нет. Эрмитаж в этом плане – место уникальное. Первые памятники попадают в результате путешествия цесаревича Николая Александровича на Восток, где в 1891-ом году в Сиаме его принимает король Рама V Чулалонгкорн и дарит ему удивительные подарки. Среди них серебряные, золоченые предметы, украшения для стола с гербами Российской империи и Сиама. Также огромные слоновьи бивни, которые в итоге стали частью украшения Зимнего дворца. Позднее коллекция пополнилась огромным собранием тайской скульптуры посла в Сиаме Георгия Антоновича Плансона. Благодаря его деятельности в Эрмитаже сегодня более 200 памятников тайской скульптуры. Это одна из значимых коллекций. Позже ещё были перемещены ценности немецких коллекций. В 60-е годы была целенаправленная закупка в Индонезии.
Анна Смирнова, ведущая: Какими экспонатами Государственный Эрмитаж гордится больше всего?
Владимир Абинякин, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Очень трудно выделить что-то особенное. Коллекция представляет собой целостное отражение развития тайского искусства на протяжении нескольких столетий, демонстрируя эволюцию форм. Особый интерес вызывают коронованные образы Будды, изображающие его с царскими атрибутами, что символизирует его духовные заслуги и высокий статус. Эта традиция, пришедшая из Индии, в Таиланде приобрела уникальные черты. Существует предположение, что под видом Будды могли изображать местных правителей и королей, однако точных подтверждений этому нет.
Анна Смирнова, ведущая: Невозможно не поговорить о разделе, который посвящен искусству Индонезии. Очень многое приобреталось во времена Советского Союза, и мы видим попытку охватить очень большой период времени с Древнейших времен по XX век. На что здесь стоит обратить внимание?
Владимир Абинякин, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: История довольно курьезная. Советского ученого Евгения Иосифовича Лубо-Лесниченко из Эрмитажа с крупной суммой денег отправляют в Индонезию по указу Министерства культуры СССР, чтобы он сделал большую закупку самых разнообразных памятников. Сотрудничая с местными учеными, представителями интеллигенции, которые помогают ему найти лучшие памятники, ему удается купить и произведения древней скульптуры, и всякие предметы текстиля, керамики, древние вещи и даже несколько работ передовых индонезийских живописцев. Действительно, это срез индонезийской культуры самых разных регионов на протяжении многих столетий развития. Правда, сегодня последние исследования показывают, что в некоторых памятниках его обманывали и выдавали памятники современности за древности. Но разобраться в этом сходу было очень сложно.
Ильдар Абитов, ведущий: Самым большим предметом коллекции Юго-Восточной Азии является экспонат, который имеет прямое отношение к Петербургу. Расскажите о нём.
Владимир Абинякин, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: В 2003-м году Индонезия подарила Эрмитажу к 300-летию Петербурга скульптуру Гаруды – символа буддизма. Скульптура высотой более трех метров. В балийской культуре Гаруда – полуптица-получеловек, грозный защитник, чей гнев направлен на всё, что препятствует буддизму. Из-за размеров скульптуру разместили в открытом хранении в «Старой Деревне» для экспонирования в собранном виде.
Анна Смирнова, ведущая: Коллекция находится не только в главном музейном комплексе. Где ещё можно познакомиться с собранием?
Владимир Абинякин, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Большую часть памятников искусства Юго-Восточной Азии можно увидеть сейчас в хранилище «Старая Деревня». Несколько самых значимых памятников мы показываем в нашей запасной галерее на третьем этаже Зимнего дворца. Но в планах у нас создание постоянной экспозиции искусства Юго-Восточной Азии, потому что это одна из жемчужин собрания Эрмитажа.