Не только существование на сцене, любое искусство в наши дни подразумевает психологизм. Обращение к этой человеческой подлинности внутри нас. А что это? Прекрасно обозначили исследователи глубин психики прошлого века. Фрейдизм принес в числе прочего великое понимание, что большая часть проблем человека — родом из его детства. Искусство то и дело взывает к этим корням. Какими мы были — какими мы стали. Для примера, проект — немецкая художница Кати Кемниц лет десять собирает игрушки по принципу «как было, что стало». Ну, с точки зрения потребительской все очевидно: зайцы, мишки, клоуны теряют шерсть, глаза, усы и другие части тела. Парадокс — автору подсказала её дочь, отказавшаяся обменять старую и истертую собачку, на точно такую же, новую в магазине. Так родилось художественное высказывание, проект называется «zerliebtes», что переводится как «Слишком много любви». Наверное, это о сокрушительной природе чувств, но, вообще, если хотите психологизма — о том, что вот всё то, что в детстве, это больно, но это — мы, без этого, может, и лучше, но кто-то другой. В общем, говорить о неврозах — говорить о людях искусства. Режиссерах, художниках, писателях, композиторах, ученых. В мир их детских переживаний приглашает Музей театрального и музыкального искусства. С выставки «Озарения» Анна Орловская.