ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И ещё о новостях культуры. В Невской куртине Петропавловской крепости открыта выставка «Несбывшийся Ленинград. Архитектурные проекты советской эпохи». Экспозиция представляет нереализованные проекты 1919 – 1990 годов, которые отражают стремление архитекторов создать новый образ советского города, созвучный эстетическим и идеологическим требованиям той эпохи. Любопытная выставка.

Но её открытие – хороший повод поговорить и показать тот Петербург, в котором мы сейчас могли мы с вами жить. И этот город, думаю, не очень бы обрадовал нас. И это тема для нашего репортажа, которую мы так и назвали, – «Неискажённый Петербург». Медный всадник с колоннами, 50-метровый Ленин на Дворцовой площади, засыпанный канал Грибоедова, разобранная по кирпичам Петропавловская крепость. Да, именно так. Вот давайте и посмотрим, каким мог бы быть наш город, если бы его не хранила судьба, здравый смысл, а, порой, и чистая случайность. Антон Цуман продолжит тему».


Проекты и планы, что могли реализоваться в нашем городе лишь за одну его эпоху. Сегодня это экспонаты выставки в Петропавловской крепости, которая так и называется – «Несбывшийся Ленинград». И во многом благодаря тому, что этот Ленинград не сбылся, сегодня у нас есть возможность видеть неискаженный Петербург. И вот лишь некоторые примеры

Петровская набережная, 8. Жилой дом Наркомата Военно-морского флота. Типичный представитель архитектуры сталинской эпохи со скульптурами моряка и корабела на крыше. Но на его месте могло появиться совершенно другое здание. В другом стиле и совершенно другой функцией.

Искусствовед Оксана Карпенко рассказывает – это был действительно масштабный проект. Образец конструктивизма. С собственной пристанью и новой городской доминантой. Символ туристического Ленинграда успели построить только до 7-го этажа. Затем стройка была заморожена, а с 1938 года уже готовый каркас было решено приспособить под дом для военных моряков.

И можно однозначно утверждать – реализуйся здание в первоначальном виде, мы бы видели совершенно другую Петровскую набережную. Но если бы состоялся другой, более масштабный план буквально в трехстах метрах рядом, мы бы увидели совсем другой город. С громадой памятника 3-му Интернационалу. Или проще – Башни Татлина.

Краевед и гид проекта «Петербург глазами инженера» Саша Кизик отмечает – художник-авангардист Владимир Татлин задумывал монумент не просто как 400-метровую башню, а как штаб-квартиру распространителей коммунизма по всему миру – Коминтерна. С вращающимися зданиями различных геометрических форм. Впрочем, даже современники Татлина не без оснований полагали, что проект дальше планов не продвинется.

После смерти Ленина о башне стали говорить все реже. Архитекторы Щуко и Гельфрейх предлагали вместо этого разместить на Троицкой площади 400-метровый памятник Ленину. В качестве решения для постамента предлагались силуэты машинного зала Волховской ГЭС.

Проект памятника Ленину Щуко и Гельфрейх все же осуществили. Правда в куда меньшем масштабе и в другом месте – знаменитый монумент у Финляндского вокзала. Но существовали в те годы и более решительные и радикальные планы.

На деле реальные планы по кардинальному переустройству Петропавловской крепости разрабатывались еще до революции. И имели под собой вполне веское основание.

С историком Анной Cухоруковой рассматриваем проект, предложенный инженером путей сообщения Александром Иолшиным в начале 20 века. Бастионы и большинство строений предлагалось разобрать. На освободившемся месте разместить симметричные здания государственной думы и государственного совета. А территории у кронверка продать, тем самым окупив строительство. Но таким смелым планам было просто не суждено сбыться.

Благодаря этому мы и видим Петропавловскую крепость такой, как есть. Но и другой гений места нашего города мы могли бы видеть совсем другим. Памятник Петру I на Сенатской площади, воспетый Пушкиным «Медный всадник», коллекционер и этнограф Константин Далматов к 200-летию Петербурга предложил видоизменить.

Увеличить постамент на 5,5 метров, чтобы лучше показать величие империи. Окружить монумент незамкнутой решеткой в виде подковы – как символ пробитого окна в Европу. А рядом поставить колонны-символы: России и Вестника Мира.

Старший научный сотрудник Музея городской скульптуры Надежда Ефремова рассказывает. Еще до того, как монумент появился на Сенатской площади, критики громили Фальконе, мол, проект недостаточно торжественный и величественный для личности первого российского императора. Но скульптор стоял на своем – памятник должен быть прост и близок к зрителю. И хорошо, что идея Далматова осталась только идеей.

Но на сломе эпох проекты преобразования центра города приняли поистине эпический масштаб. Например, Дворцовая площадь должна была стать мемориальным кладбищем жертв революции. Против чего открыто возразил весь цвет культуры Петрограда тех лет.

Главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский показывает нам еще одно дело уже из эпохи Ленинграда. Из материалов которого следует – ангела на Александровской колонне планировали заменить бронзовым Лениным.

Завод «Красный выборжец» уже даже составил примерную смету. Но вмешался нарком просвещения Анатолий Луначарский, мол, такое искажение Владимир Ильич бы не одобрил. На что идейный вдохновитель проекта и фактически глава города Григорий Зиновьев ответил резолюцией: «Ну их к чорту! Оставимте им колонну с ампирным ангелом!»

Но планы зрели до 1925 года. Из колонны хотели соорудить памятник Красной гвардии с огромной пятиконечной звездой вокруг колонны и бронзовым красноармейцем. Точку в вопросе окончательно поставили ученые.

Был и тот Петербург, который в эпоху Ленинграда изменился безвозвратно. Исчез греческий храм, на месте которого вырос БКЗ «Октябрьский», был взорван и снесен Спас на Сенной, на месте которого разместился вестибюль метро. Готовили к подрыву и Спас на Крови.

Храм не исчез. Но мог исчезнуть канал, на набережной которого он стоит. Научный сотрудник музея истории города и главный куратор выставок «Несбывшийся Петербург» и «Несбывшийся Ленинград» Людмила Кирикова поясняет: планы избавиться от Екатерининского канала ввиду его загрязнения бытовали с середины 19 века. А в 1912 году инженер Федор Енакиев и архитектор Леонтий Бенуа предложили смелый проект преобразования Петербурга, который бы лишил город еще и Крюкова канала.

Но сложности с финансированием и выкупом зданий под снос, а после Первая мировая война и революции окончательно положили проект на полку. Так он пополнил список нереализованных проектов. Благодаря чему мы знаем и видим сегодняшний Петербург именно таким, какой он есть.

И это лишь часть того – другого – города, который скрывается среди этих чертежей, эскизов, документов. С одной стороны, несбывшийся, не построенный. А с другой – стороны именно неискаженный Петербург. Тот самый город, который знают и любят во всем мире.