ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь мировая сенсация. Песня двух наших российских девочек-подростков ворвалась в десятку самых исполняемых и просматриваемых танцевальных хитов в мире. Не в Европе. И не в России. А именно во всём мире. Песенка простая. Несколько аккордов. Но её буквально полюбил весь мир. А если это так, то надо всё-таки попытаться разобраться, а в чём секрет такого феноменального успеха этой песенки? И автор этого хита – наш петербуржец Михаил Чертищев. Он профессиональный музыкант. А его дочка Светлана Чертищева исполнила песенку вместе с москвичкой Марией Янковской. Невероятно! Говоря языком спортсменов, это мировой рекорд!

А в чём секрет этого успеха? Как создаются такие хиты? Мы поехали к авторам и исполнителям и записали эксклюзивное интервью с ними, чтобы всё-таки понять, что нужно сделать, чтобы сочинить и исполнить одну из самых популярных песен в мире.

Но мне кажется, что секрет этой песенки заключается ещё и в том, что в ней очень чётко улавливаются мотивы каких-то наших русских песен или напевов. То есть там есть наши русские фольклорные музыкальные корни. Но давайте не будем заниматься музыкальным анализом. А лучше подумаем вот о чём. Мировой успех этой песенки – хороший повод задуматься над тем, а почему то или иное поколение слушает именно те песни, которые они слушают. Скажи мне, какую песню ты любишь, и я скажу тебе и кто ты, и к какому поколению ты относишься. Музыка нас связала. Нас, наши поколения. От Пахмутовской «И вновь продолжается бой» до другого боя – «Сигма боя». Мы не сравниваем ни коим образом эти два произведения. Мы просто отмеряем временные промежутки нашего музыкального исследования. Итак, вопрос очень любопытный. Почему мы слушаем те песни, которые слушаем? Полина Ганичева продолжит тему».


Пока вы слушали этот отрывок, просто видео с песней (даже не клип) этой артистки посмотрели ещё минимум 500 человек. В списке мировых чартов сегодня Леди Гага, Билли Айлиш и Бетси –  Света Чертищева из Петербурга. Хит «Сигма-бой» написал её отец и продюсер Михаил.

МИХАИЛ ЧЕРТИЩЕВ, музыкальный продюсер, композитор:
«Я смотрел и удивлялся: 40 стран, 50 стран – и в каждой стране она на каком-то месте. Но когда появилась графа «везде». То это значит, что это весь мир…»

Бетси 11. Скоро у неё тур по России. Взрослые звёзды предлагают ей дуэт. А она вчера в первый раз в жизни сделала маникюр – вот это радость! Её слушает, простите за старомодное слово, молодёжь. Значит что-то этому поколению в её творчестве важно и понятно.

BETSY, певица:
«Сигма-бой – это очень уверенный в себе, харизматичный, самодостаточный мужчина или парень, за которым гоняются все девчонки. И мы хотели показать, насколько девчонки невероятные, что даже сигма-бой за ними будет бегать год. На самом деле это песня-мечта».

Скажи мне, какую музыку ты слушал в юности, и я скажу тебе, кто ты. И каждое 10-летие это совершенно новая мода, которую создаёт время.

70-е

Представьте, что всё, что есть на эстраде, – это Майя Кристалинская, Эдита Пьеха и Иосиф Кобзон. Один артист на авансцене с микрофоном. Позади скромно играет инструментальный ансамбль. Ничего другого до начала 70-х не существовало. А на западе уже гремят «Битлз». И первая группа  появляется в Ленинграде. ВИА «Поющие гитары».

Хорошую гитару в Союзе не найти, играть на ней учатся только у знакомых, аккорды песен передаёт сарафанное радио – вспоминает солист ВИА Владимир Васильев. Каким трудом поколению тогда доставалась музыка, и как сильно её ценили.

Большая часть песен 70-х, как бы сказали сегодня, душевные. Такие тексты. Такие чувства. А вот звучание одних композиций в столицах было разным.

Текст, музыка и исполнение – вот всё, что было у артистов в 70-е, чтобы появился шлягер.

80-е

В начале 80-х в Ленинграде открывается первая дискотека. Все западные новинки через пару недель уже в Союзе, у предприимчивых диск-жокеев. Тогда, вспоминает DJ Владас, за вечер можно было заработать месячную стипендию.

В этом интервью из прошлого у бывшего диск-жокея уже свой магазин музыкальных дисков. «Добывать» редкие зарубежные хиты он научился тогда, в годы диджеинга.

ВЛАДАС СТРАВИНСКАС, диск-жокей в 80-х:
«Надо было два диска вечером забрать в Весёлом посёлке, а в 8 утра привезти конкретно в этот дом на Петроградке, и еще успеть себе переписать, чтобы использовать. Передавали по кругу».

Deep Purple, Depeche Mode, Тони Эспозито – в 80-е молодёжь заглядывала за железный занавес как могла. Пока он не рухнул.

90-е

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«90-е. Олег Газманов делает свое первое сальто на сцене. В России с концертом Майкл Джексон. Шансон выходит на эстраду. Всё и сразу. Яркое, кричащее, противоречивое – это о музыке 90-х. И о дресс-коде тех, кто собрался на музыкальный концерт».

РИТА ВАЛИУЛОВА, участник фан-клуба Юры Шатунова:
«Он с большой охапкой цветов падает назад. Видит, что я напрыгиваю – пытаюсь его поцеловать. И в этот момент нас снимает оператор…»

Девушка из клипа «Детство» — петербурженка Рита Валиулова. Уже не помнит подробности. Но не потому, что прошло много лет, а потому что было это как во сне. По группе «Ласковый май» страдали, сходили с ума, караулили после концертов. Фанатки публиковали свои адреса в газетах – писали друг другу письма. Очереди за билетами занимали ночью, накануне старта продаж.

2000-е

Нулевые – расцвет шоу-бизнеса. Порой бессмысленного и беспощадного. Кажется, чем Россия может шокировать свободный запад?

Две школьницы прогремели на весь мир. Миллион копий первого альбома в Европе. На немецких станциях их «Я сошла с ума» крутят каждые 15 минут. В Токио поклонники штурмуют аэропорт перед концертом. Но популярности группы-провокации хватило ровно на одно поколение. И что из популярной музыки разных десятилетий действительно хит – решает время. Ведь многие песни из прошлого возвращаются. И сейчас это тоже мода. Мода на ремейки.

Может это цикличность моды. А может просто ностальгия. Ведь не так уж важно, была ли совершенной мелодия тех песен, которые каждый слушал в 18, был ли художественным текст. Главное, что только музыка – один мотив, одна строчка – способна перенести в то время, когда всё было так просто и беззаботно.