В гостях у программы «Утро в Петербурге» Антон Плоом, руководитель театра «Санкт-Петербургский классический балет» и Анастасия Ломаченкова, балетмейстер-репетитор.
Василий Киров, ведущий: Объединить и подарки, и новогоднее настроение можно уже сегодня в Большом концертном зале «Октябрьский» на балете «Щелкунчик».
Людмила Ширяева, ведущая: Вы знаете, мне кажется, невозможно преувеличить популярность балета «Щелкунчик» и на российской сцене, и, конечно же, на мировых. Вот ваше личное мнение, людей, которые непосредственно соприкасаются с этим балетом, в чем его секрет?
Анастасия Ломаченкова, балетмейстер-репетитор: Я считаю, потому что это новогодняя сказка и для детей, и для взрослых. А все взрослые где-то в глубине души все равно остаются детьми. И поэтому из года в год «Щелкунчик» так популярен и дарит нам волшебство, новогоднее настроение. Вот я считаю, что так.
Василий Киров, ведущий: На самом деле, вы, наверное, одни из первых, кто открывает эту сказочную историю на сцене Большого концертного зала «Октябрьский» в том числе. Расскажите, это будет классическое прочтение щелкунчика, которое все привыкли видеть? Или все-таки авторская версия?
Антон Плоом, руководитель театра «Санкт-Петербургский классический балет»: Да, мы думали, как мы сможем отличаться от всех остальных, это было непросто. Но мы живем в XXI веке, веке высоких технологий, и высокие технологии в театр приходят не очень быстро. Мы решили ускорить этот процесс, создали видеоконтент современный, экраны, чтобы было полное погружение в происходящее. Но при этом мы сохранили, конечно же, классическую хореографию. Русский балет знаменит своей классикой, поэтому хореография классическая с современными технологиями.
Василий Киров, ведущий: То есть хореография осталась неизменной в классическом прочтении? Но, мне кажется, использование видео позволяет еще большего эффекта добиться.
Людмила Ширяева, ведущая: Кто делал видеодекорацию? Как это все создавалось? Потому что выглядит это все невероятно красочно, по-новогоднему и сказочно.
Антон Плоом, руководитель театра «Санкт-Петербургский классический балет»: Создавали мы его в нашей студии с нашими коллегами, использовали искусственный интеллект. Долго занимались поиском, согласованиями, чтобы все получилось интересно, красиво и при этом не чрезмерно. Потому что ни в коем случае нельзя чтобы красивая картинка забила танец, потому что балет – это в первую очередь все-таки танец, и картинка не должна отвлекать от артистов.
Василий Киров, ведущий: Принято считать, что «Щелкунчик» – это балет, наверное, для детей, но, тем не менее, попасть на него хотят в том числе и взрослые. Вы, собирая обратную связь, как создатели этого спектакля, что на этот счет можете сказать? Все-таки детский спектакль? Взрослый? Кто придет в зал?
Анастасия Ломаченкова, балетмейстер-репетитор: Я считаю, что это спектакль для всех – от самых маленьких до самых возрастных, возрастного поколения. Потому что, как я уже до этого сказала, что это погружение в сказку и для маленьких, и для больших. Я жду всех, кто к нам придет.
Василий Киров, ведущий: Мы предлагаем прямо сейчас погрузиться немножечко в сказку. Хоть до Нового года остается всего 15 дней. Поэтому настала та самая прекрасная предновогодняя пора, когда мы можем в эту сказку совершенно спокойно погружаться.
Людмила Ширяева, ведущая: Что за сцену мы сейчас увидели? Это какая-то отдельная сцена из самого балета или что-то сборное?
Василий Киров, ведущий: Или импровизация для нашего эфира?
Анастасия Ломаченкова, балетмейстер-репетитор: Нет, это сцена из балета, где Маша остается одна с Щелкунчиком, все гости уходят отдыхать, а Маша наедине с Щелкунчиком мечтает или любуется куклой. А потом во втором акте она становится принцессой и попадает в сказочную страну.
Людмила Ширяева, ведущая: То есть это одна героиня сейчас танцевала?
Антон Плоом, руководитель театра «Санкт-Петербургский классический балет»: В двух ипостасях.
Людмила Ширяева, ведущая: Как вы считаете, можно ли что-то вносить экспериментальное в классический балет? Может быть, вам надоело уже работать с классическим материалом?
Антон Плоом, руководитель театра «Санкт-Петербургский классический балет»: Это очень сложный и дискуссионный вопрос всегда. Но я всегда архитектуру привожу в пример, когда у нас есть классический, красивый исторический центр, и туда пытаются всунуть какую-нибудь новую страшненькую стекляшку. Поэтому, когда вы делаете классику, то, соответственно, мы стараемся сохранить традиции. А если вы хотите что-то новое, то придумайте. Историй море. Можно сделать все что угодно. Создавайте новое, не переделывайте старое, не уродуйте его, потому что это сложно сделать.
Василий Киров, ведущий: Пусть классика остается классикой, пусть сказка остается сказкой. Мне кажется, в преддверии Нового года дети и взрослые хотят в эту сказку поверить.