111 лет назад — дата не круглая, но по-своему красивая — в Театре Елисейских Полей состоялась скандальнейшая премьера. Импресарио Сергей Дягилев, композитор Игорь Стравинский и хореограф Вацлав Нижинский представили балет «Весна священная». Художником по костюмам, декорациям и, что примечательно, автором либретто спектакля выступил Николай Рерих. Именно он превратил то ли сон, то видение Стравинского — о девушке, танцующей до изнеможения, чтобы пробудить весну — в сценарий будущего спектакля. Работал Рерих над этим балетом с чувством, увлечённо и быстро — славянское язычество, силы стихий, единение человека с природой — его излюбленные темы. Которые, впрочем, оказались совсем не близки светской парижской публике. По воспоминаниям, зрители свистели, кричали, смеялись, поносили артистов и создателей спектакля, а танцовщики — дрожали, едва сдерживая слёзы. Сам же Рерих о премьере вспоминал так: «может быть, в этот самый момент люди находились в состоянии внутренней экзальтации и выражали свои чувства, как самые примитивные из племён… только этот дикий примитивизм не имел ничего общего с утончённым примитивизмом наших предков, для которых ритм и жест были великими и святыми понятиями». 9 октября исполнилось 150 лет со дня рождения этого философа, мистика, художника и путешественника. Анна Орловская не могла пропустить такую юбилейную дату.