В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александра Чмуж, психолог.
Василий Киров, ведущий: Сегодня 70% родителей стараются дать своему ребенку-школьнику дополнительное образование. Спортивная секция, рисование, музыка, курсы иностранного языка, робототехника. Хочется дать все и сразу.
Ксения Бобрикова, ведущая: Но насколько наше стремление правильно? Можно ли перегрузить ребенка кружками? Как понять, что ребёнок не тянет? И его нежелание идти в какую-то секцию — не преступление, а зов о помощи?
Василий Киров, ведущий: Тема важная для всех родителей. Действительно, кто-то считает, что у ребёнка должно быть много свободного времени, кто-то считает, что надо загрузить по полной, чтобы ребёнок не поднимал головы, всё время чем-то занимался. Сколько у ребенка в начальной школе может быть дополнительных секций?
Александра Чмуж, психолог: Если рассматривать дополнительные секции, то это максимум три, а лучше две секции. А если мы говорим про нагрузку в часах, то это всё-таки не больше в идеале четырёх часов в неделю.
Ксения Бобрикова, ведущая: Не считая уроков, сколько у ребёнка должно быть свободного времени от уроков и до секции?
Александра Чмуж, психолог: Вообще в день должно быть примерно 2-3 часа свободного времени, когда он может быть свободен от любой деятельности и заниматься чем-то, что сам выбирает.
Ксения Бобрикова, ведущая: А почему это так важно?
Александра Чмуж, психолог: Потому что это помогает его нервной системе расслабиться, когда не нужно прилагать определённые усилия, концентрировать внимание, когда можно просто отпустить контроль над собой и за счёт этого немножко восстановиться.
Ксения Бобрикова, ведущая: Потому что многие родители, когда выбирают направление секции, думают, что здесь, допустим, робототехника, музыка, а здесь у нас будет физическое развитие. На физическом будет отдыхать от умственного. Насколько это правильный подход? Или всё-таки 2-3 часа нужно ничего не делать?
Александра Чмуж, психолог: 2-3 часа в день – это всё-таки необходимость, не только для ребёнка, но и для взрослого. Но час активной физической деятельности рекомендован каждый день для ребёнка, если мы говорим про активную физическую нагрузку. Потому что, конечно, в этом есть правда, что во время физической нагрузки ребёнок сбрасывает напряжение, которое накопилось в теле за счёт психических процессов. Это позволяет организму выделять гормоны – серотонин – в свою очередь это снижает накопленный стресс. То есть в этом есть правда. Но все равно мы, нагружая ребенка даже в спортивной секции каждый день, должны давать ему отдых 2-3 часа свободных.
Василий Киров, ведущий: А если у ребенка нет свободного времени, к чему это может привести? Как проявляется перегруз? Как мы можем понять, что всё-таки надо отдохнуть?
Александра Чмуж, психолог: Ребёнок может начать не хотеть идти в школу, может не подступаться к домашним заданиям, то есть как-то прокрастинировать. Он может плохо спать, его ночной сон прерывистый. Он может начать терять интерес и чаще лениться. Это не очень конкретные признаки усталости, но это очень важные звоночки.
Ксения Бобрикова, ведущая: Если ребенок говорит, что не хочет куда-то идти, или он говорит, что хочет бросить кружок, то стоит ли сразу выполнять просьбу?
Александра Чмуж, психолог: В первую очередь очень важно выяснить причину. То есть, с одной стороны, мы правда не бросаем дело на полпути, а, с другой стороны, мы выясняем, что же за этим решением стоит. Это правда переутомление? Это правда какое-то трудное место, которое ребенок не может пройти самостоятельно и нужно ему помочь? Или там возникли какие-то напряженные отношения в этом месте, в этом кружке?
Василий Киров, ведущий: В конце концов, ребенок сам же выбрал этот кружок. Напомнить ему об этом, что это был его выбор отчасти.
Александра Чмуж, психолог: Да, с одной стороны, это твой выбор, но, с другой стороны, давай разбираться вместе, что там происходит. И если ты, правда принял решение, что достаточно, мы можем закончить в любой момент, но сначала важно разобраться.
Ксения Бобрикова, ведущая: Читала в одной статье, что мы действительно перегружаем своих детей, мы придумываем разные секции, активности. То есть, действительно, у ребенка не свободного времени, а по большому счету, ему достаточно одной школьной программы и просто прогулки во дворе. И он к 15-16 годам, в принципе, не будет уступать в развитии от детей, которые ходили на секции. Это так или нет?
Александра Чмуж, психолог: Да, школьная программа правда достаточно разнообразная и позволяет расширять кругозор ребенка. Поэтому, не посещая какие-то кружки, ребенок за счет этого все равно приобретает знания, умения, навыки. А если мы говорим уже про какую-то перспективу, скажем, талантливую сторону, то в этом нужны в первую очередь другие навыки. Это способность как-то понимать свои ощущения, свои потребности, свои чувства, то есть следовать за своим интересом.
Василий Киров, ведущий: Но вот есть же дети, которые сами просят родителей отвезти их, можно ли идти у них на поводу?
Александра Чмуж, психолог: Они просят, потому что на кого-то смотрят, или что-то увидели, услышали. А так, конечно, отвезти можно, но при этом, я считаю, ребёнка надо учить выбирать. Тебе нравится и то, и другое, но давай всё-таки из этих вариантов выбирать, потому что по жизни тоже важен навык выбирать, расставлять приоритеты.