В гостях у программы «Утро в Петербурге» Никита Швец, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Санкт-Петербурга.
Тимофей Зудин, ведущий: В центре города стало возможно быстро и без проблем припарковаться. Всё это благодаря платной парковке. Автомобильная нагрузка на центральные районы существенно снизилась, но к правилам платной парковки привыкли не все, а кто-то упорно стремится их обойти. Кому вообще положена бесплатная парковка? Какое наказание полагается за закрытые номера? Как вы оцениваете влияние платных парковок на жизнь петербуржцев? И сколько стоит упорядоченное парковочное пространство для жителя города в среднем?
Никита Швец, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Санкт-Петербурга: Платная парковка – это благо для транспортной инфраструктуры города. Сокращается и упорядочивается запаркованность, уменьшается количество пробок, граждане больше предпочитают общественный транспорт. В связи с чем улучшается и ситуация с трафиком, и экологическая обстановка в городе. На 2024 год Комитетом по тарифам утверждена стоимость пользования платной парковкой в размере 100 рублей в час для легковых автомобилей с 8 утра до 8 вечера, в ночное время платы не взимаются.
Ксения Бобрикова, ведущая: А есть ли возможность оплатить парковку на продолжительное время вперед?
Никита Швец, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Санкт-Петербурга: Да, такая возможность имеется. Месячный абонемент или, как он формально называется, парковочное разрешение, стоит около 20 тысяч рублей, оформляется путем подачи заявлений в Комитет по транспорту. Все образцы заявлений, документы для приложения к заявлению можете найти на сайте Комитета по транспорту.
Тимофей Зудин, ведущий: Как быть тем, кто проживает в центральных районах, но не имеет возможности платить такую сумму за парковку регулярно?
Никита Швец, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Санкт-Петербурга: Городскими властями предусмотрено некоторое количество категорий граждан, для которых имеются льготы при пользовании платной парковкой. В первую очередь это, как вы правильно заметили, жители центральных районов. Парковочное разрешение жителя стоит 1 800 рублей в год, оформляется от года до трех и дает возможность парковаться в границах района проживания без дополнительной платы. Если житель является ветераном Великой Отечественной войны, бывшим узником концлагерей, жителем блокадного Ленинграда, то стоимость парковки на всей территории города для него будет без взимания платы. Однако есть и другие категории, которые позволяют получить льготу. Например, это многодетные родители, это водители электромобилей, это герои Советского Союза, России, герои труда и много других категорий. С этим можно тоже ознакомиться на сайте Комитета по транспорту, заявить о желании оформить соответствующее парковочное разрешение. Можно также через МФЦ, либо портал Госуслуг.
Ксения Бобрикова, ведущая: Насколько нам известно, инвалидам положено не менее 10 бесплатных парковочных мест на парковках города. Однако такие места действительно на вес золота. Инвалиду зачастую сложно найти место, чтобы припарковать свой автомобиль, допустим, у своего дома. Я уже не говорю там о медицинских или социальных учреждениях, там вообще всегда эта проблема. Что город может предложить вот этой категории граждан? Как-то соблюдаются права у того, кто имеет проблемы со здоровьем?
Никита Швец, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Санкт-Петербурга: Доступность парковочного пространства для инвалидов является одним из основных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры города. Тщательно отрабатывается каждое обращения граждан, информация в СМИ, добиваемся путем принятия мер прокурорского реагирования, взаимодействия с органами власти, с тем же Комитетом по транспорту, чтобы 10% доля специализированных мест выдерживалась в любом случае. Однако, эта 10% доля не является для нас верхним пределом. Так, в 2024 году по инициативе прокуратуры города вблизи медицинских учреждений, осуществляющих лечение заболеваний опорно-двигательной системы в центре города, в зоне платной парковки размещено 20% таких мест. Всего в ходе реализации данной инициативы добавлено 43 парковочных места для инвалидов вблизи 7 многопрофильных медицинских учреждений. Кроме того, в первом полугодии 2024 года нами реализована важнейшая, на мой взгляд, инициатива по поручению прокурора города, которая не имеет аналогов в других городах России, и в корне меняет ситуацию с транспортной доступностью парковочного пространства для инвалидов. С 1 мая 2024 года инвалиды, проживающие на территории центральных районов, имеют право на бесплатную парковку в границе района проживания не только на инвалидных местах, но на всех парковочных местах платной парковки. Всего с мая уже более 600 инвалидов оформили соответствующее разрешение, чем сэкономили более 3,5 миллионов рублей.
Тимофей Зудин, ведущий: Прекрасно, что есть такая возможность у некоторых категорий граждан. Но некоторые пытаются обхитрить систему и избежать лишних расходов. В центре можно нередко увидеть закрытые номера. Вот есть ли шансы у таких автомобилистов?
Никита Швец, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Санкт-Петербурга: В первую очередь хочу предостеречь граждан от таких действий. Во-первых, в связи с их незаконностью. В качестве ответственности за неоплату платной парковки, предусмотренную законом Санкт-Петербурга об административных правонарушениях, сулит наказание в виде штрафа в размере трех тысяч рублей. Более того, эти попытки просто бесполезны. В первую очередь, потому что фиксация административных правонарушений происходит в автоматическом режиме. Автомобили, оснащенные системами «Паркон», курсируют по зоне платной парковки с интервалом в 15 минут. Поэтому незамеченным уйти не получится. Если закрыть табличку с госномером с использованием каких-то посторонних предметов, тоже долго скрываться не выйдет, потому что в Комитете по транспорту действуют мобильные пешие группы инспекторов, которые демонтируют посторонние предметы номеров. Самые смелые пользователи платной парковки и самые хитрые, как вы ранее заявили, снимают номер полностью, однако рискуют не увидеть свой автомобиль на том месте, на котором его оставили.
Тимофей Зудин, ведущий: То есть тогда эвакуатор?
Никита Швец, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Санкт-Петербурга: Да, транспортное средство задерживается в качестве орудия правонарушения, помещается на спецстоянку, госномер и собственника устанавливают с помощью городских камер системы «Безопасный город», собственник вызывается, привлекается к административной ответственности, и только после этого сможет забрать свой автомобиль. Поэтому платить за парковку выгоднее во всех смыслах.
Ксения Бобрикова, ведущая: Что делать, если все-таки автоматическая фиксация ошиблась, и незаконно выписали штраф?
Никита Швец, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Санкт-Петербурга: Такие случаи очень редки, но возможны. Право на ошибку есть даже у машины. В таком случае при несогласии с административным постановлением необходимо его обжаловать в 10-дневный срок с момента получения вышестоящему должностному лицу Комитета – в данном случае это начальник Управления административной практики Комитета по транспорту – либо в районном суде по месту рассмотрения административного правонарушения.