Мы сегодня начали программу с того, насколько непросто искать индивидуальность художникам в глобализованном мире. Какие-то свежие примеры в родном отечестве. Напоследок — для контраста, взглянем, как у них. Для начала — в пережившем Олимпиаду Париже выставка двух швейцарских художников Адмира Яхича и Комениуса Ретлисбергера, как высказывания вот такой — мировой ширины. Где художникам черпать вдохновение, искать сюжеты — вот. Как и все мы — хватаемся за компьютер. Свои они черпают с экрана, прямо на загрузочной странице видеопоисковика. Весь мир — в их работах. Пишут, выставка популярная. А теперь следующий пример, уже к нам, в Академии имени Штиглица выставка «Афрофутуризм», очень экзотичного для нас художника — из Нигерии, Бена Ибебе. Как и все, он в поисках индивидуального, но обращается не к национальной экзотике, а идентичности. «Сикоморы и розы, веселые села». Свои картины он заселяет своими соотечественниками — плотно, от рамки до рамки, и от того глобальная деревня мира ярче и выразительнее. Анна Орловская подтвердит.