Венецианская биеннале — старейшая, авторитетнейшая, в мире искусства что-то вроде Олимпиады, все знают. Гораздо меньше людей в курсе, что в Венеции есть еще одна Биеннале, она проходит весь сентябрь и посвящена ремесленному искусству. Называется она Homo Faber (Человек творящий), и тема этого года «Путешествие по жизни»: от рождения и детства к наследию, это транслируют участники. Сама по себе она интересна тем, что можно одновременно увидеть, как вышивает парижская кружевница, выдувает вазы муранский мастер, как плетет корзинки или делает седла для осликов ремесленник из европейской провинции. Но любопытнее, как в этом году экспозиция вступила в сложный диалог с главной Биеннале. В этом году ее кураторы взяли темой «Чужаки повсюду», собрали множество работ, вдохновленных национальными традициями и ремеслами. И вопрос — а что, что-то превращает ремесло в искусство? Зависит от того, где выставить? Ну вот, скажем, очень яркие работы, их автор Джеффри Гибсон коренной американец, в основе его работ — изучение художественных традиций американских индейцев, или вот инсталляция все из того же Муранского стекла француженки Капвани Киванга, Конечно, ответы есть — не случайно «Золотого льва» получил австралиец Арчи Мур — на стенах генеалогическое древо его семьи: 65 тысяч лет, посреди черный омут, на стенах — документы о геноциде аборигенов… Историю, культуру и быт армянского народа, семейные традиции преломляет в своих работах скульптор Лёва Бейбутян. «Проникновенная гармония» — на выставке и в его мастерской, всюду побывала Дарья Патрина.