В гостях у программы «Утро в Петербурге» Станислава Зарудная, психолог.

Людмила Ширяева, ведущая: Часто ли вы обращаете внимание на свое состояние за рулем? Оказывается, эмоции гнева и ярости на дороге переживает каждый третий водитель.

Василий Киров, ведущий: Дорожные войны приводят к эмоциональным срывам, нанесению вреда здоровью, порче имущества. Например, в августе на Амурском шоссе конфликт водителей закончился перестрелкой, на Южном — распылением газового баллончика, в июле на Гончарной улице драка.Такие вот события.

Людмила Ширяева, ведущая: И кажется, что без стресса, без агрессии водить машину невозможно. Или все-таки норма другая?

Станислава Зарудная, психолог: Другая. Мне кажется, что самое важное — это профилактика. Профилактика важна везде. Когда мы говорим о себе, в первую очередь, то мы можем профилактировать свое состояние. Откуда берется агрессия? От большого количества задач, от того, что ты куда-то не успеваешь. Поэтому первое, что можно сделать, когда ты собираешься куда-то ехать, это максимально учесть все раздражающие факторы: пробки, какие-то возможные подвижки по времени, которые могут привести к тому, что ты будешь куда-то опаздывать. Важно для себя установить такое правило, что, когда ты выходишь из дома, ты закладываешь чуть больше времени на свое передвижение. Во-вторых, что касается профилактики раздражения, которое мы ловим, когда опаздываем. Просто можно проанализировать для себя, что те мысли, что ты куда-то опаздываешь, не делают ничего хорошего. Они, наоборот, поддерживают твое внутреннее напряжение. Поэтому, если есть какая-то минутка расслабиться, стоя в пробке, вы можете сделать несколько циклов спокойного дыхания, подумать о том, какие вещи можно сделать впоследствии более эффективными.

Людмила Ширяева, ведущая: Если возникают эти негативные стрессовые эмоции, то лучше выругаться, не сдерживать себя? Или лучше как-то загасить в себе это?

Станислава Зарудная, психолог: Нет, сдерживать себя не стоит в том плане, что мы можем всегда конструктивно отреагировать эмоциями. Есть варианты покричать. Знаете, иногда людям, которые испытывают регулярный стресс и злятся, говорят, идите в лес и покричите там как следует.

Василий Киров, ведущий: Я видел, как в соседних машинах кричат.

Станислава Зарудная, психолог: Да-да, покричать можно у себя в машине, это ваше личное пространство. Главное никому не показывать никаких неприличных жестов, чтобы не спровоцировать. Идеальный водитель себя подготовил, успокоил, а мы можем встретиться с человеком, который этого не делает, который как раз находится в запале.

Василий Киров, ведущий: Который может подрезать, пойти к твоей машине, бить твою машину, такое тоже бывает.Как себя вести в этих ситуациях?

Станислава Зарудная, психолог: Ваша задача отработать эту ситуацию так, когда к вам направляются ругаться, чтобы вы либо загасили конфликт, то есть встали на сторону условно. «Мне тоже очень жаль, что так случилось». Или «я тоже, вы знаете, расстроена». Или «мне так неудобно, что вы вот так расстроились сейчас». То есть как будто встать на сторону. Спокойно это все делать. Не агрессией на агрессию. Либо, соответственно, вы можете вообще сделать какую-то контрмеру, сказать: «Боже, вы так красиво сегодня выглядите». Девушке можно сказать, чтобы сбить эту первую агрессию. Или мужчине может сказать, что-то из разряда неожиданного: «А вы сегодня собирались в матч смотреть?»

Василий Киров, ведущий: Мне кажется, агрессивный человек может воспринять это как какое-то такое издевательство.

Станислава Зарудная, психолог: Вы знаете, очень маленькая доля людей способна на это. Ваша задача стоять на своем. «Вы знаете, я вот в такую ситуацию тоже попадал, так неприятно». И через 30 секунд этот запал пропадает, вы не даёте питание агрессору, который хочет отыграть свою роль, и ему приходится перестраиваться.

Людмила Ширяева, ведущая: А если становишься свидетелем каких-то уже происходящих разборок на дороге, как лучше реагировать?

Станислава Зарудная, психолог: Все зависит от ваших навыков и компетенций. Кстати говоря, по поводу тех, кто занимается боевыми искусствами, мы знаем очень много плохих историй, как это заканчивается для человека, который обладает какими-то знаниями и навыками. Поэтому, если вы видите какой-то дорожный конфликт, вы можете позвонить в ГАИ, вызывать сотрудника, вы можете взять камеру, запечатлеть для того, чтобы быть реальным свидетелем. Если происходит какая-то поножовщина, понятно, что скорее всего и вы попадете под руку. Поэтому ваша задача — занять максимально аккуратную дистанцию и контролировать, насколько возможно, эту ситуацию, оказать непосредственную помощь по мере того, как она может понадобиться. И все, что касается личной безопасности водителя, мы знаем некоторые рекомендации касаемо того, что окна в машине должны быть закрыты. Если кто-то агрессивный, не выходите ему навстречу, потому что ваше действие будет воспринято как приглашение «а давай поговорим».

Людмила Ширяева, ведущая: То есть, когда очень серьезное агрессивное поведение, то лучше без вот этих внезапных вопросиков, лучше спрятаться и не провоцировать этого человека?

Станислава Зарудная, психолог: Если человек настроен очень агрессивно, если он подошел, стукнул вам по машине кулаком, ваша лучшая стратегия – это ожидание того, что будет дальше. Некоторые рекомендуют позвонить по телефону, может быть, своему родственнику, а может быть, набирать сотрудников ДПС. Кто-то говорит снимать на камеру, но, наверное, это не самое лучшее. Мы тоже видели репортажи, когда репортеры заходят, начинают что-то снимать, их выталкивают. Поэтому кого-то это сдержит, а кого-то спровоцирует. Поэтому моя рекомендация просто набрать телефон и делать вид, что ты с кем-то разговариваешь.

Людмила Ширяева, ведущая: А можете нам коротко в конце беседы посоветовать какую-то экспресс-технику успокоения за рулем?

Станислава Зарудная, психолог: Это все-таки дыхательные упражнения, когда вы можете расслабиться. На красном сигнале либо припарковаться на обочине и заняться своим дыханием. Это глубокое дыхание с возможной задержкой на вдохе или на выдохе. И здесь важно помнить одну стратегию, что лучшее сражение – несостоявшееся сражение.