В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Аршанская, директор фестиваля «Ночь света» и Александр Жиганов, участник фестиваля.
Николай Растворцев, ведущий: С 29 по 31 августа один из самых живописных пригородов Петербурга – Гатчина – приглашает в волшебное и очень светлое путешествие. Там пройдет шестой международный фестиваль светового и медиаискусства «Ночь света».
Дарина Шарова, ведущая: Ольга, расскажите о теме фестиваля в этом году. Почему вы решили поговорить с нами о человеческом?
Ольга Аршанская, директор фестиваля «Ночь света»: О всех наших раздумьях, об искусственном интеллекте, о прогрессе, о том, что происходит. Все, что с нами происходит, не имеет смысла, если не основано на чем-то очень глубоком человеческом. Это первый тезис. Второй тезис. Мы, люди развиваемся, но остаемся такими же, как наши далекие неандертальские предки, и мы совмещаем в себе такое количество противоположных качеств. Каждый раз я удивляюсь, как мы одновременно такие классные и такие ужасные, мне хочется об этом думать. Потому что мне кажется, что эта тема вечная, и вот мы сейчас ее выбрали.
Николай Растворцев, ведущий: Как это отобразить в медиаискусстве?
Ольга Аршанская, директор фестиваля «Ночь света»: На самом деле, тема фестиваля – это скорее направление мысли для художника. Мы даем вектор, в котором мыслить, а дальше никто не ставит художнику конкретную задачу. Поэтому это фрейм, общая тема, а дальше каждый размышляет. Вот Александр расскажет, о чем размышляет его команда.
Дарина Шарова, ведущая: Александр, о чем же размышляет ваша команда? В чем заключается проект, который вы представите?
Александр Жиганов, участник фестиваля: Наша команда в целом размышляет о многом, и это большой процесс, который мы очень любим. Конкретно для этого фестиваля у нас две работы. Одна основана на чем-то цифровом, она будет про приватность в интернете, про то, что все, что мы публикуем, остается в интернете. Поэтому заботьтесь о своих паролях, фотографиях и т.д. А вторая, это для нас эксперимент, мы делаем скульптуру, основанную на мифе про Нарцисса. Это про нарциссизм, про чувство человеческое.
Ольга Аршанская, директор фестиваля «Ночь света»: Эти обе инсталляции на самом деле взаимосвязаны, потому что наша цифровая жизнь способствует нарастанию нарциссизма, мы выращиваем свою виртуальную личность в наших социальных сетях.
Николай Растворцев, ведущий: Александр, как, по-вашему, сейчас художники приходят в цифровое искусство?
Александр Жиганов, участник фестиваля: Здесь путь у каждого разный. Есть люди, которые сразу сходу как бы существуют в цифровом пространстве, а есть люди, которые действительно из классических академических школ, они приходят к нейросетям, к цифровому искусству и так далее. В нашей студии большинство людей из видеосферы, много выходцев из театральной. И вот, совместив это все, мы пришли к современной форме.
Дарина Шарова, ведущая: То есть это будет еще и какой-то театрализованный перформанс?
Александр Жиганов, участник фестиваля: Нет, я говорю о том, как мы пришли. У нас было много участников из театральной сферы, мы нашли новую формулу в медиа-искусстве.
Дарина Шарова, ведущая: Ольга, насколько сложно отбирать проекты для участия?
Ольга Аршанская, директор фестиваля «Ночь света»: Отбирать очень сложно, потому что, с одной стороны, мы ориентируемся на то, что мы где-то видели работы этих художников, а с другой стороны, все, что появляется на фестивале, это премьера, и поэтому мы не знаем, что в итоге получится. Вот Александр и его друзья делают работы, которых еще не существует. И практически весь фестиваль – это премьеры. Поэтому мы пытаемся довериться, разговариваем, находим какие-то общие темы с художниками. Мы отбираем по их портфолио, по тому, что они делали раньше, и каждый раз рискуем, потому что не знаем, что получится.
Николай Растворцев, ведущий: Александр, насколько хрупко медиаискусство?
Ольга Аршанская, директор фестиваля «Ночь света»: На этом основано искусство сайт-специфик, когда локация и художник – это синергия места и произведения.
Александр Жиганов, участник фестиваля: Да, это классно. Мне кажется, это один из самых верных ходов – создавать инсталляцию именно для определенной точки, где она будет существовать, вот здесь и сейчас. И вы, как гость, можете получить этот опыт только в этой точке, в этот момент времени. Потом карета превратится в тыкву.
Дарина Шарова, ведущая: Гатчина – место с особой историей и действительно совершенно особенной атмосферой. Какова особенность проведения такого мероприятия в этом городе? И вообще смотрели ли вы уже, какая погода ожидается и планируется?
Ольга Аршанская, директор фестиваля «Ночь света»: В любую погоду мы ждем всех и будем там, мы все покажем, какая бы ни была погода. А Гатчина – это же удивительное, уникальное пространство. Мы работаем в музее. Музей-заповедник Гатчина организует фестиваль, и среди наших дружественных других фестивалей мы такие единственные. И это, с одной стороны, накладывает на нас большую ответственность, потому что мы должны быть очень деликатны с этим пространством, а с другой стороны, добавляет глубины контекста. Потому что сайт-специфик – это не только условно локация, а еще и все те века, которые стоят за этим. История этого места, магия, миф, легенда. Там правда очень много легенд.