Российский сегмент интернета неотвратимо меняется. Тот Рунет, который мы знали больше четверти века, уже в прошлом. Но каким будет его будущее? Репортаж Антона Цумана.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь давайте поговорим об интернете. Интернет сейчас тоже стал одним из орудий в этой гибридной войне, которая ведется против России. И через интернет распространяется та информация, которая реально может сыграть свою роль в вопросах государственной безопасности. И с началом СВО эта тема обрела особую актуальность и злободневность. Все заметили, например, как стал тормозить Youtube. Альтернативу сразу сложно найти. Ведь это не только контент — это огромный технологический комплекс, который позволяет и хранить, и обрабатывать, и передавать огромный массив данных. И это западные технологии. У нас таких пока почти нет. Сразу по щелчку пальца нам сложно их все начать создавать и использовать. Необходимо время, чтобы наша страна обрела цифровой суверенитет.
Но на административном уровне шаги по урегулированию Рунета уже предприняты. И очень строгие. Например, Президент Владимир Путин подписал закон о запрете трэш-стримов. Поправки в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» опубликованы на официальном портале. Согласно закону, трэш-стримами будет считаться любая информация, оскорбляющая человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающая явное неуважение к обществу, содержащая изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемая из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений.
Итак. Российский интернет. Перезагрузка. Youtube захандрил, трэш-стримы запретили. Более того, Госдума приняла закон, по которому теперь с монополией коммунальщиков самим определять провайдера будет покончено. А для чего проводятся эти изменения? И, самое главное, чем это закончится для всех нас? Антон Цуман продолжит тему».
Youtube. Мы уже привыкли, что на этой крупнейшей в мире видеоплощадке мы можем найти если не всё, то почти всё. Что уж говорить, что в пространстве Youtube многие просто живут, занимаются творчеством. И казалось, что так будет всегда.
Этот вращающийся значок загрузки стал лишь одним из символов тех изменений, которые произошли с российским сегментом Рунета. А вот ещё один — вступившие в силу поправки в закон о связи. Вот этот документ. Суть — упрощение и регламентация установки оборудования интернет-провайдеров в жилых домах. Что эксперты уже назвали демонополизацией интернет-рынка.
Раньше интернет-провайдеру нужно было заручиться согласием не менее двух третей от общего собрания собственников помещений, что было серьёзным препятствием для мелких игроков рынка. Теперь первой инстанцией для провайдеров становится управляющая компания.
Другой, не менее важный уже подписанный президентом закон, касается того, что передаётся по интернет-сетям. Согласно внесённым поправкам в закон об информации теперь запрещено, распространять информацию, цитата «содержащую изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемой из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений».
Вот одна предпосылок, которая и привела к принятию этих поправок. Когда 4 года назад блогер Андрей Бурим в прямом эфире избил свою собеседницу. И то, что в интернет сообществе называется трэш-стрим, в переводе «прямой эфир, вызывающий содрогание и отвращение», по мнению экспертов, таит в себе настоящую опасность.
То, что лет 10 назад казалось фантастикой, сегодня уже часть нашей жизни. Здесь и взрослый-то не всегда сможет распознать обман. Что уж говорить о детях и подростках, критическое мышление которых, как говорят психологи, находится в зачаточном состоянии.
И поэтому не стоит удивляться тому, что популярнейший американский видеохостинг Youtube, который находится вне юрисдикции законов Российской Федерации, именно сейчас начал, что называется, «хандрить». Официально ни одно ведомство не подтвердило, что замедляется намеренно, но технический механизм этого замедления уже понятен специалистам по кибербезопасности.
Эксперт по компьютерной безопасности Игорь Бедеров поясняет. Нечто подобное наблюдалось 2 года назад, когда в нашей стране стали блокировать доступ к мессенджеру Telegram. Но тогда действовали, что называется, широким фронтом, под блокировку попали многие не связанные сервисы, в том числе и государственные. В данном случае блокировка действует избирательно.
Пока ещё неизвестно, сколько Youtube будет находиться в замедленном состоянии. Но уже можно предположить, с какой целью оно ведётся. Предугадать, как изменится трафик в российском сегменте интернета, если сервис придётся заблокировать совсем, поясняет председатель совета фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.
А пока к новой российской интернет-реальности приходится привыкать не только потребителям контента, но и тем, кто этот контент производит.
Кто-то и вовсе радикально считает, что, мол, давно пора. И ютуб как «вражеский ресурс» нужно заблокировать совсем, и наше будущее — движение по пути суверенного интернета, как в Китае.
О том, что такое цензура Ютуба известный блогер, переводчик Дмитрий «Гоблин» Пучков знает не понаслышке. Два года назад его аккаунт с более чем тремя миллионами подписчиков был удалён. Формально за нарушение правил сообщества, фактически, как уверен сам Дмитрий, — за пророссийскую позицию. Да, все свои видео он заблаговременно перенёс на российские видеохостинги. Но финансовые потери были велики.
Но помимо рекламы, важна и инфраструктурная составляющая. Да, отечественные аналоги Youtube — такие как Rutube и VK-видео уже давно созданы и работают. Именно туда сейчас и перераспределятся поток российской аудитории. Но вот вопрос — хватит ли этого, чтобы догнать и перегнать зарубежную видеоплощадку?
Директор по развитию крупной IT-компании Сергей Антонов подчёркивает — сила Youtube не в популярности, точнее, не в ней одной. Это технологическая мощь тысяч распределённых по всему миру серверов. По сути, аналог нервной системы человека. Технологии, которые для этого сегмента интернета нужны как воздух.
То есть, чтобы обрести видеоцифровой суверенитет, нужно множество центров обработки данных. Ещё недавно такие технологические решения предлагались во многом западными компаниями. Да, до полноценного, на 100% отечественного сетевого оборудования придётся пройти ещё очень долгий путь. Но первые шаги на этом пути уже предпринимаются в Петербурге.
Директор по развитию компании-производителя холодильного оборудования Александр Столяров рассказывает: к их продукции — специализированным установкам охлаждения ЦОДов — проявляется всё больший интерес. И это одна из самых наукоёмких отраслей, ведь чем мощнее становятся современные дата-центры, тем совершеннее обслуживающее их оборудование. И компетенции в этой сфере есть и у России и у Петербурга.
И все эти истории — очередное свидетельство того факта, что российский сегмент интернета не то что на пороге перемен, а уже меняется и меняется неотвратимо. Тот Рунет, который мы знали больше четверти века, уже в прошлом. Каким он будет, пока остаётся лишь догадываться. Но ясно одно — к этому будущему нам придётся привыкнуть уже сегодня.