Для Петербурга настало время реализации мегапроектов, которых по масштабам не было с прошлого века. А как они изменят город и нашу жизнь в нем? Об этом — в репортаже Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Одно из ключевых событий, которое произошло на этой неделе и которое во многом изменит наш город, — это встреча Губернатора Александра Беглова и министра транспорта России Романа Старовойта. В ходе рабочего совещания были приняты решения по реализации стратегических транспортных проектов Петербурга. Один из приоритетных — это строительство  Витебской развязки. Она соединит Витебский проспект с Западным скоростным диаметром, что в значительной степени разгрузит весь центр города. Длина первой очереди широтной магистрали скоростного движения — более  двух с половиной километров. Почти половину пути министр и губернатор прошли пешком, инспектируя ход строительства. Министр транспорта отметил, что Широтная магистраль — сложнейший объект в инженерном плане. «Город провел колоссальную работу по решению имущественных, правовых вопросов, переносу сетей, коммуникаций, согласованиям с железной дорогой и собственниками земельных участков. Эта работа не всегда видна, но она занимает до 80% реализации проекта. Построить иногда гораздо проще, чем решить эти сложнейшие юридические и технические вопросы. Город блестяще с этим справляется. Губернатор держит их на личном контроле», — сказал министр. И строительство Витебской развязки находится фактически на заключительном этапе. Сделано 80%. И это лишь один их проектов, которые сейчас реализуются в нашем город и которые изменят наш город. Таких  крупных мегапроектов по масштабам не было с прошлого века. А как эти проекты изменят наш город? Давайте попытаемся это понять. Антон Цуман нам не расскажет, а покажет это».


Мы часто слышим словосочетание «город будущего». Мегаполис 21 века с точки зрения транспортной, логистической и туристической инфраструктуры. И Петербург всё больше соответствует этому статусу. Город будущего, которое можно не только представить, но и увидеть своими глазами.

Одна из примет Петербурга будущего уже протянулась двумя пролётами над Московским проспектом. C одной стороны — Витебская развязка, уже технически соединившая западный скоростной диаметр и Витебский проспект. С другой — финальный этап первой очереди новой широтной магистрали скоростного движения. И от первой сваи до эстакады прошло всего три года. Наглядное доказательство того, насколько быстро приходит в город новое транспортное будущее. Что на этой неделе в ходе визита в Петербург особо отметил министр транспорта Роман Старовойт.

Действительно, для осуществления проекта такого масштаба правительство города и правительство страны работали как одна команда. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов заручился прямой поддержкой президента. На строительство было выделено 70 миллиардов рублей из федерального бюджета. Что позволило выполнять работы качественно и в срок.

Да, запад города уже имеет скоростную магистраль. Теперь подобная система появится и в одном из самых загруженных городских направлений — восточном. И по опыту ЗСД уже можно судить о том, что станет доступно каждому жителю Петербурга после того как ШМСД заработает в полную силу.

Дальше магистраль пройдёт через Невский район, и уже на другом берегу соединится с кольцевой автодорогой, от которой разойдётся двумя трассами к Всеволожску и трассе «Кола». Для чего проектировщикам придётся решить не одну сложную задачу.

Да, этот облик пока только наша фантазия. Мост ещё на стадии проектирования, но он уже совершенно точно не будет единственной новой переправой. И доказательства этому уже можно заметить всего в паре километров выше по течению Невы.

Вот так этот мост был обозначен в концепции развития города 60-х годов. Уже тогда было ясно: когда расстояние между двумя соседними мостами — Володарским и Александра Невского — составляет 9 километров, переправа в створе Большого Смоленского нужна буквально как воздух. Так есть. И так будет.

Вот такой, арочный, ажурный, вобравший в себя вековые традиции мостостроителей Петербурга, но в то же время многопролётный, с большой пропускной способностью. Он станет не только первым разводным мостом через Большую Неву, но, если посмотреть на карту, — ещё одним шагом к замкнутому контуру внутригородских проспектов и магистралей. По сути, Петербург получит ещё и своеобразный КАД, внутригородского масштаба.

Для современного мегаполиса важна не только автомобильная, но и железнодорожная связь. В том числе и со столицей. И как раз такую связь и призван обеспечить, в буквальном смысле, проект высоких скоростей.

ВСМ — высокоскоростная железнодорожная магистраль между Санкт-Петербургом и Москвой. Проект, который реализуется по поручению Президента России. Спустя два года после официального старта контуры этого высокоскоростного будущего уже можно заметить на улицах города.

Именно этот проект терминала, куда будут прибывать высокоскоростные поезда, стал одним из ключевых обсуждений на прошедшем градостроительном совете. На представленных эскизах уже можно отметить, что исторические здания складов не просто решено сохранить, а сделать функциональной частью нового вокзала.

Автор проекта, архитектор Константин Трофимов, поясняет — терминал будет иметь 3 точки доступа. Главную — на Лиговском проспекте и две дополнительные, одну со стороны Московского вокзала, другую на параллельной путям военной улице. А таким будет зал ожидания, размещённый в конкорсе — пространстве над поверхностью, которая с одной стороны позволит обеспечить современный уровень комфорта, а с другой — не нарушить существующие исторические виды.

Ещё три века назад дорога от Петербурга до Москвы была целым путешествием, за время которого можно было запечатлеть образ целой империи, как это сделал Радищев. В 20 веке символом этой связи была легендарная «Красная стрела». В 80-х — скоростной поезд ЭР-200.

Скорость и комфорт — вот какими ключевыми словами можно обозначить транспортное будущее Петербурга. Причём не только на земле, но и в воздухе.

Воздушные ворота в Санкт-Петербург. Аэропорт Пулково с почти вековой историей. В 70-х его визитной карточкой стали знаменитые «5 стаканов». Новый терминал с узнаваемым силуэтом.

Для такого пассажиропотока старого здания вполне хватало. Теперь он возрос настолько, что даже возможности построенного 10 лет назад нового 3-х этажного терминала почти исчерпаны. А значит, пришло время расширяться.

Вот они, контуры новой очереди Пулково. Как новый терминал изменит облик аэропорта, говорить пока преждевременно, рассказывает генеральный директор Леонид Сергеев. До стадии проектирования ещё далеко. Но концепция уже ясна — новое здание, новые перроны для самолётов, стоянки для обслуживания и скоростная рулёжная полоса.

Важное достижение. Несмотря на новую международную экономическую и политическую обстановку, аэропорт Пулково на сегодня — единственный из российских аэропортов своей категории не просто достиг показателей 2019 года, а превысил их, только за прошлый год обслужив больше 20 миллионов пассажиров.

Вот так строители дамбы с этой точки, по сути, начинали покорение вод Финского залива. Но строительство комплекса защитных сооружений завершилось больше 10 лет назад. А бывшая промплощадка «Горская» весь этот период представляла собой зрелище в жанре постсоветского постапокалипсиса. Теперь у Горской новая судьба — стать частью проекта в названии которого заключена вся морская суть нашего города — «Санкт-Петербург Марина».

И если ещё недавно «Санкт-Петербург Марина» была локальным проектом по строительству стоянки для яхт, то сегодня благодаря усилиям правительства города это часть федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал». Это и кластер малого судостроения, и точки деловой активности и, самое главное, всесезонная зона рекреации. С потоком почти в полтора миллиона туристов в год.

Да, благодаря всем эти проектам мы уже можем увидеть очертания будущего Петербурга. Они в корне изменят жизнь в нашем городе, но Петербург останется тем же городом, который знают и любят во всём мире. И благодаря им он сохраняет всю красоту, созданную за более чем три столетия его истории, и становится по праву мегаполисом 21 века.