В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Николай Скрылёв, участник экспедиции.

Ксения Бобрикова, ведущая: Команда Центра научных исследований в ходе экспедиции недавно обнаружила в Ладожском озере старинный адмиралтейский якорь.

Тимофей Зудин, ведущий: Где именно был обнаружен якорь, на какой глубине и в каких условиях пришлось его доставать?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Якорь был обнаружен рядом с одним из островов архипелага Валаам на глубине порядка 10-15 метров. Обнаружен он был оборудованием, так как видимость на Ладожском озере очень ограничена.

Ксения Бобрикова, ведущая: Насколько редка такая находка?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Суда теряют якоря во время шторма, могут зацепиться за камни или скалы, при кораблекрушении.

Тимофей Зудин, ведущий: Что значит адмиралтейский якорь?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Адмиралтейский якорь — это тип якоря, который раньше широко использовался и наиболее подходит для удержания судна из-за своей своеобразной формы.

Тимофей Зудин, ведущий: Адмиралтейские якоря громоздки, сложны в использовании и дорогие. Какому судну он принадлежал и почему лежит в озёрных водах?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Догадки у нас есть, но якорь — это один пазл с картины, которые нужно сложить для того, чтобы увидеть всю картину целиком. Находок во время экспедиции было сделано много, как и целей, которые нужно обследовать дальше. Экспедиция ещё продолжается.

Ксения Бобрикова, ведущая: Было ли обнаружено клеймо на якоре?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Якорь достали весь в ржавчине, и сейчас археологи проводят его зачистку. Пока клейма, к сожалению, обнаружено не было.

Тимофей Зудин, ведущий: Интересная особенность, что якорь обмотан цепью, которая ему не принадлежит. Как тогда эта цепь оказалась на нём?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Места Валаама очень посещаемые многими судами, и кто-то мог зацепиться маленьким якорем и оставить цепь.

Ксения Бобрикова, ведущая: Какая дальнейшая судьба у этой находки?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Планируем отправить в Военно-исторический музей города Орла.

Ксения Бобрикова, ведущая: Почему такое неожиданное решение?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Из этого города вышло много известных мореплавателей. В Орле есть Военно-исторический музей, но мало морских экспонатов.

Тимофей Зудин, ведущий: Датирован ли этот якорь?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Да, ориентировочно это конец ХIХ — начало ХХ века. В ХХ веке такими якорями уже мало пользовались.

Тимофей Зудин, ведущий: Цель вашей экспедиции — это поиск ценностей Спасо-Преображенского монастыря, которые были утеряны во время эвакуации. Какие ценности были утрачены, когда и как это произошло?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Наша экспедиция называется «Утерянный звон». После окончания Советско-финской войны и подписания мирного договора монастырю дали время на эвакуацию. При эвакуации ценностей с монастыря много что было вывезено, но маленькие колокола были поставлены на лёд, и монахи не успели их вывезти. Стоял март месяц, и, вероятнее всего, когда лёд начал таять, колокола ушли под лёд. Мы уже исследовали 35 гектар. Были намечены бухты и места, куда могли поставить колокола, поэтому не сдаёмся и надеемся на успех.