В гостях у программы «Утро в Петербурге» Олег Степанов, руководитель дочерней организации «ПетербургГаза».
Ксения Бобрикова, ведущая: Начался дачный сезон. У многих садоводов огромное количество забот, начиная с высаживания растений до выбора на какой плитке готовить пищу: газовой или электрической. Вопрос этот не праздный — не во всех СНТ, ДНП или ИЖС есть централизованное газоснабжение. Поэтому многие дачники используют бытовые газовые баллоны.
Тимофей Зудин, ведущий: Но, как мы знаем, их неправильная эксплуатация может представлять угрозу для жизни и для здоровья.
Ксения Бобрикова, ведущая: Олег Юрьевич, согласно статистике, в 2023 году в России произошло более 400 несчастных случаев, вызванных взрывом емкостей с газом. Скажите, какая может быть основная причина этих происшествий?
Олег Степанов, руководитель дочерней организации «ПетербургГаза»: Первая заключается в нарушении правил эксплуатации домашних газовых баллонов. Самое распространенное нарушение — это неправильная заправка и наполнение баллонов в неспециализированных пунктах.
Ксения Бобрикова, ведущая: Бытовые газовые баллоны обычно красного цвета и наполнены пропан-бутаном. Баллоны делают из разных материалов, стали и композитных. Каким лучше отдать предпочтение и какие все-таки наиболее безопасны в эксплуатации?
Олег Степанов, руководитель дочерней организации «ПетербургГаза»: Если баллон исправен, он любой безопасен. Но с точки зрения логики, баллоны из композитных материалов более безопасны. Газовые баллоны, оборудованные сбрасываемыми предохранительными клапанами, имеют видимый уровень газа и межповерочный интервал до 10 лет. В настоящее время предпочтение отдается баллонам из композитных материалов за их улучшенные характеристики безопасности и сравнительную стоимость. В случае пожара, стальные баллоны могут взорваться, в то время как композитные баллоны начнут плавиться, что позволит газу выгореть без разрушительных последствий. Таким образом, композитные баллоны значительно безопаснее при эксплуатации.
Ксения Бобрикова, ведущая: Можно буквально пару слов про баллон, который стоит у нас здесь, это стальной баллон?
Олег Степанов, руководитель дочерней организации «ПетербургГаза»: Стальной баллон, объемом 12 литров. Баллон выпущен в июле 1994 года. Баллоны, выпущенные до февраля 2014 года, у них срок эксплуатации 40 лет. После февраля 2014 года изменились ГОСТы, ТУ, материалы, толщина стенок. Срок эксплуатации баллона 20 лет. Вот этому баллону 30 лет. Следы глубокой коррозии. Скорее всего, хранился в сырых каких-то местах, и он заправке не подлежит, хотя срок его эксплуатации еще не вышел. Не прошел гидравлические испытания. При гидравлических испытаниях давление выше нормы, поэтому баллон забракован.
Тимофей Зудин, ведущий: Как проверить баллон на качество?
Олег Степанов, руководитель дочерней организации «ПетербургГаза»: Баллоны с рук покупать ни в коем случае нельзя. Только либо на специализированных газонаполнительных пунктах такая услуга предоставляется, либо в торговых точках, где баллон вам будет продан, выдан чек и паспорт на баллон. У большого 50-литрового баллона есть свой паспорт — это специальное кольцо, на котором отображена вся информация о нем. То есть ГОСТ или ТУ, по которым изготовлен этот баллон, заводской номер баллона, год выпуска и месяц, и год следующего технического освидетельствования. Масса баллона пустого «МП» и масса баллона с газом «МГ». То же самое на баллонах малолитражных. У них на воротниках находятся либо алюминиевые таблички, либо прямо на воротнике то же самое выбивается: ГОСТ или ТУ, по которому он сделан, заводской номер, масса пустого баллона, масса баллона с газом. Важно, когда люди заправляют баллоны, и им сообщают, что срок освидетельствования истек. Например, если на баллоне написано «07», это означает июль, а если год выпуска «94», то следующая проверка должна быть проведена не позже июля 1999 года — обратите на это внимание.
Тимофей Зудин, ведущий: Олег Юрьевич, а по поводу заправки, какие могут быть здесь тонкости и ошибки?
Олег Степанов, руководитель дочерней организации «ПетербургГаза»: Заправка регламентируется ФНП — Федеральными нормами и правилами. Их очень много. При заправке должны соблюдаться все необходимые меры безопасности. То есть баллон должен пройти внешний осмотр, наполнитель должен сверить паспортные данные, не истек ли его срок эксплуатации, срок периодического технического освидетельствования. После этого ставится баллон на весы, может быть, там накопилась тяжелая фракция, которая не испаряется. Если масса превышает массу пустого баллона, на специализированном пункте сольют тяжелую фракцию, и потом уже наполнят нормальным газом. После этого баллон будет проверен на герметичность, установлена алюминиевая заглушка, и только тогда он будет выдан абоненту как наполненный. Но баллоны после наполнения обязательно должны подвергаться контрольному взвешиванию, и на всех специализированных пунктах должны быть установлены весовые устройства, которые не реже одного раза в год проходят государственную поверку, чтобы человек мог проверить. На специализированных пунктах, если пришел абонент, и у него срок освидетельствования истек, значит, будет эта услуга оказана. Баллон освидетельствуют, выкрутят вентиль, сделают гидравлические испытания, установят вентиль, при необходимости произведут его окраску, и после этого отдадут баллон с газом.
Ксения Бобрикова, ведущая: Олег Юрьевич, как самому понять, что с баллоном что-то не так? Помимо того, что ты почуял запах газа, какие еще есть признаки?
Олег Степанов, руководитель дочерней организации «ПетербургГаза»: Шипение — значит, где-то что-то разгерметизировалось. Может быть, вентиль негерметичный. Скорее всего, в таких местах, где микроскопические выходы газа из баллона, «снеговая шубка» образуется, запотевание, иней — это выходит газ, потому что физико-химические свойства пропан-бутана такие, что он начинает кипеть при отрицательных температурах, при атмосферном давлении, при перепаде давления с высокого. Я вам хочу сказать, где категорически нельзя заправлять газовые баллоны. Сейчас мы ездим по городу, вдоль дорог стоят, так называемые, придорожные бочки. То в кустах спрятаны, а то вообще вдоль шоссе стоят. Есть разрешение на ввод в эксплуатацию, но только для заправки автомобилей. Ни в коем случае не для баллонов. Баллоны заправляются не в литрах, а на весах, по массе, чтобы исключить переполнение баллона. Заполняется он на 85%.