Дача Пушкина, квартира Павлова и музей улицы Чапыгина — в репортаже Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И возвращаемся к теме предчувствия лета. И с каждым днём на улицах становится всё больше и больше туристов. Давайте им поможем чуть-чуть как местные жители сориентироваться в нашем городе. Куда пойти? Что интересного и где найти? Нет, мы не будем рассказывать о традиционном Эрмитаже, Русском музее и прочих стандартных точках притяжения туристов. Давайте покажем нашим гостям те музеи, которые не так часто попадают в экскурсионные маршруты. Хотя они не менее интересные, чем многие выставки Эрмитажа или Русского музея. Поэтому мы так и назвали наш следующий репортаж — «Не Эрмитажем единым». Иван Уваров продолжит тему».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Быть туристом в Петербурге —  значит ходить по знаковым, всемирно известным музеям. Быть петербуржцем — это значит, что раз побывать в знаковых и всемирно известных музеях, а в 101-й что? Не интересно? Интересно. Но можно открывать для себя другой музейный Петербург».

МУЗЕЙ-ДАЧА ПУШКИНА

Ну, когда еще сможешь побывать на крыше первой дачи в жизни Пушкина? Только во время реставрации той самой дачи. Эту дачу сразу же после свадьбы арендовал Александр Сергеевич. И провел здесь 4,5 счастливых месяца. Сейчас музей закрыт для посетителей. Масштабная реставрация фасада. Замена кровли. Ну, а как иначе — юбилейный год Пушкина нельзя встречать в полуразрушенном виде.

Татьяна Ивановна — всю свою профессиональную жизнь хранитель этого музея. Музея, о котором не знают даже некоторые петербуржцы. А ведь стоит пройти всего лишь несколько метров от Царскосельского лицея — и ты на даче Александра Сергеевича.

В этих стенах Пушкин написал «Сказку о Царе Салтане», «Клеветникам России» и письмо Онегина к Татьяне. То есть финал романа «Евгений Онегин». И, сидя в этом дачном парке, так и кажется, что Александр Сергеевич вот-вот выйдет из домика и сядет рядом.

Открыть музей-дачу Пушкина после реставрации обещают к юбилею поэта. То есть в конце мая. И тогда я обязательно вернусь сюда. На полноценную экскурсию. А пока идем дальше.

МУЗЕЙ-КВАРТИРА АКАДЕМИКА ПАВЛОВА

Второй этаж. Квартира справа. На двери табличка — Академик Павлов. Кажется, что время здесь остановилось.

Вещи, мебель, обстановка. Даже свечи в подсвечниках. Всё здесь сохранено так, как было при жизни Ивана Петровича. Такое ощущение, что он ненадолго вышел — и вот-вот вернется обратно. Какая-то капсула времени. Все это после смерти академика хранили его вдова и дочь. Теперь главный хранитель и экскурсовод здесь Юлия Андреевна.

Из гостиной Юлия Андреевна ведет меня в кабинет академика. Вот один из любимых экспонатов. Эту игрушечную собачку Павлову подарили английские студенты во время присуждения Ивану Петровичу звания почетного доктора Кембриджского университета. И начинаешь верить в то, что образ профессора Преображенского Булгаков списал с Павлова.

МУЗЕЙ-КВАРТИРА КУИНДЖИ

Да…  Куинджи обожал музицировать. В своей гостиной. Но ни одной вещи, которая помнила бы художника здесь нет. Ничего не сохранилось. Но осталось главное. Это мастерская художника над его же квартирой.

Одна из самых популярных, как говорят в соцсетях, локаций Петербурга. Для красивых фото. Зачастую сюда идут не ради Куинджи — ради лайков.

Но если после фото оглядеться, увидишь здесь поистине уникальные вещи. Вот «Ночь», написанная Куинджи в этой мастерской. А еще он написал здесь «Радугу», «Красный закат», «Ночное»… И никому, кроме жены, не показывал своих работ. Вот ради чего в первую очередь стоит идти сюда.

Музей-квартира Куинджи. Больше, чем просто музей. Больше, чем просто квартира. Последнее пристанище великого русского художника.

МЕМОРИАЛЬНАЯ КВАРТИРА ЛЬВА ГУМИЛЁВА

Когда мне сказали, что даже это алоэ на кухонном подоконнике посадил сам Лев Гумилёв, у меня не было слов — только восторг, только удивление. Только благодарность сотрудникам этого небольшого музея.

Александр — методист музея-квартиры Гумилёва. Помимо него здесь еще работают хранитель и кассир. Всего три человека. Всего три подвижника. Они сами так себя называют.

Признаться честно, Александр не хотел нам рассказывать про этот экспонат. Любимое кресло Льва Николаевича Гумилёва. Слишком просто, слишком бытово. Но мне кажется, что именно через такие детали понимаешь, каким был человек. Понимаешь, что он был именно человек, а не личность из истории 20-го века.

И вот, когда наступил вечер, возвращаясь в телецентр на улице Чапыгина, я забрел в еще один, малый и практически никому неизвестный музейчик.

МУЗЕЙ УЛИЦЫ ЧАПЫГИНА

Это Артур Захарович. Фотограф, который всю свою жизнь прожил на небольшой улице Чапыгина. 38 лет назад всё началось с этой адресной таблички. А потом он стал собирать все, что связано с этой улицей. Вот жители соседнего — дома адмиралов.

Вот фотографии исторических событий, которые разворачивались на улице в начале 90-х. Сюда не водят экскурсии, не ходят туристы. Да и сами петербуржцы. Он собирает все это для себя. И для будущих поколений. Но все-таки мечтает, чтобы когда-нибудь на карте Петербурга официально появился музей улицы Чапыгина.

Да, на первый взгляд получился рассказ про невидимые музеи Петербурга. Наверное, это так. Но, побывав в них, я понял. Эта история про людей, которые не работают — служат этим местам и этим личностям, которые жили в этих квартирах. Творили в мастерских. Или просто ходили по этой улице. И наш город — это не только Эрмитаж или Русский музей, разводные мосты и белые ночи. Петербург — это всегда в первую очередь люди. То есть петербуржцы.