ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И теперь мы должны готовиться к наплыву туристов в наш город. С каждым днём их на улицах и площадях Петербурга становится всё больше и больше. И это хорошо. Ведь туристы — это витамины города. А что они увидят, приехав к нам в этот сезон, помимо привычных Петергофа, Эрмитажа и храма Спаса На Крови? И мы с огромной радостью сообщаем, что у нас будет, чем их удивить.
Например, обновлённым блистательным видом Биржы на стрелке Васильевского острова. Это не просто архитектурный шедевр. Это в буквальном смысле — витрина нашего города. Открыточный план, который знает весь мир. Ростральные колонны, стрелка Васильевского острова и будто перенесённая откуда-то из древней Греции безупречная гармония античной архитектуры здания Биржи! Академик Лихачёв называл этот вид самым совершенным видом, который был создан руками человека за всю историю нашей цивилизации. Трудно не согласиться с академиком Лихачёвым.
Более того. У меня в руках официальное письмо на имя президента Российской Федерации Владимира Путина. За подписью Директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. В нём Михаил Борисович просит о том, чтобы в здании Биржи был организован музей русской славы и побед. А также создано там пространство для проведения каких-либо особо важных и торжественных церемоний. Особо важных государственных церемоний. И по плану открытие обновлённой биржи уже со всеми экспонатами и внутренней инфраструктурой произойдёт в 2026 году. И смотрим, что ответил Путин. Читаем. Резолюция — согласен! Так что теперь у нас в Петербурге на одно громадное, современное, торжественное и в то же время аутентичное пространство будет больше.
И это здорово. Вот давайте пойдём туда и посмотрим, а что там сейчас? Какие реставрационные работы под контролем специалистов из Эрмитажа там идут? И самое главное, что там будет после того, как эти реставрационно-восстановительные работы завершатся. Полина Ганичева всё расскажет и покажет».
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Сейчас будет не просто эксклюзив, а историческое событие. Потому что до этого больше 70-ти лет фонарь был зашит. Через пару недель после нашего приезда и нашей съёмки эти строительные леса разберут. И увидеть его так близко будет просто невозможно. Так что лезем дальше».
«Внутренняя зала», которую современники архитектора Тома де Томона называли «одной из прекраснейших по обширности своей и пропорции» почти 80 лет не видела естественного света.
Вот он! Световой фонарь проекта 19-го века со стёклами века 20-го спасён. Но внимание на свод зала. Вернее то, что принято им считать.
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Вы видите деформационный шов. Здесь соединение двух частей этой оболочки «свода». И вот она так и продолжается. То есть вся эта конструкция подвижна. И колебания самого здания (как мы знаем, здание биржи несколько подвижно) не влияет на надёжность конструкции. Потому что они могут двигаться тоже».
Что изначально в здании биржи всё было продумано специально для Петербурга. Но знакомились с этими конструктивными особенностями здания реставраторы не в тёплом кабинете, а вот так — на строительных лесах. Тома де Томон оставил после себя рисунки, но не подробные чертежи.
ЛЮДМИЛА АКМЕН, начальник архитектурной службы Государственного Эрмитажа:
«Биржа и любой другой объект, конечно, если не ребёнок, то, во всяком случае, очень близкий родственник. Он требует заботы, внимания и опеки».
Ещё при Петре I стрелка Васильевского острова становится центром торгового флота. Но аж до начала 19 века благоустроить эту территорию не удаётся. Очень сложная почва. В 1805 году за дело берётся Тома де Томон. И к 1816-му биржа открывается. Затем здание переживает две крупных реконструкции: сначала часть дерева заменяют современными тогда материалами, а потом адаптируют его под музей. И в 2011 году, когда отсюда уезжает Центральный военно-морской музей, пустое здание в предаварийном состоянии становится призраком Васильевского острова.
В таком виде, через 3 года здание передают Государственному Эрмитажу. Это последний шанс его спасти. На цокольном этаже кирпич сырой, как губка. На сводах — трещины. Начинается огромный этап самой важной, но «невидимой» работы. Гидроизоляцию укладывают слой за слоем. Зданию даже делают инъекции. Оказалось, что скульптура, стоящая на кирпичной кладке, тоже пропускает воду. Сегодня большей части трещиномеров уже нет — они просто не нужны. На цоколе, наконец, сухо и тепло.
Чёрный дым над только обновлённым зданием! И это необходимость. Биржу всё ещё отапливают углём. Для реставрации нужна комфортная температура.
— Этот чёрный осадок, который и здесь есть, и на трубах — это опасно?
НИКИТА МОЛОДКИН, заместитель начальника отдела реставрации и ремонта Государственного Эрмитажа:
«Конечно, придется потом отмывать всё это реставраторам. Поэтому сажа остаётся. Но это именно пыль и грязь. Копоть. Представьте: была временная кровля, и труба чуть-чуть торчала только над временной кровлей. Не очень было понятно, откуда идёт дым. Очень часто бдительные граждане считали, что дым идёт из-под лесов и временной кровли — вызывали пожарные службы. И один раз было даже до 4 раз в день. Расчёты приезжали».
Заменить отопление на современное газовое на этапе внешних работ пока невозможно. Крыша вообще стала одним из самых сложных объектов. Часть стропильных ферм времён Тома де Томона реставраторы смогли сохранить без урона безопасности здания.
Оставался последний вопрос: что дальше? А будет ли финансирование для самого главного — внутренней реставрации и открытия здания в качестве музея. И вот официальное письмо генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского с резолюцией президента. «Согласен». Владимир Путин.
МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ, генеральный директор Государственного Эрмитажа:
«Сама биржа Тома де Томона — один из немногих подлинных архитектурных шедевров Петербурга. У нас весь город — шедевр, но зданий-шедевров на самом деле не так много. Это шедевр. При этом он блестящая симфония европейской мировой архитектуры, которая вся подражает античной архитектуре. Музеи пользуются памятниками культуры, но они их и спасают. Представьте, что бы было с Зимним дворцом, если в нём не было бы Эрмитажа. Такой же сюжет у нас — это здание биржи, которое передано для музея наград, геральдики и государственных символов и общественного пространства. Для торжественных, церемониальных событий в городе».
И невозможно представить Петербург без этого вида. Без совершенного ансамбля стрелки Васильевского острова. Колонн, парадной лестницы, фигуры Нептуна и именно этого оттенка петербургского неба. Поэтому сохранить каждую деталь и спасти здание биржи означает буквально спасти Петербург.