Андрей Смирнов, ведущий:

История Большой Морской улицы, как и её сестры — Малой морской, — началась в 30-е годы XVIII столетия. Именно тогда эти улицы были проложены, и появились на картах Санкт-Петербурга. В течение XVIII – XIX столетий эти роскошные знаменитые улицы центральной части города на Неве застраивались богатыми домами и особняками петербургской знати. Дом №47 не стал исключением. Сегодня мы его знаем как Дом Набокова, ведь когда-то он принадлежал родителям знаменитого писателя. Он родился в этом доме. И прожил первые 18 лет своей жизни. 24 апреля 1998 года на первом этаже этого дома открылся единственный в нашей стране Музей Владимира Набокова, Я предлагаю совершить небольшую историческую экскурсию.
Я знаю то, что к юбилейному году Набокова, который у нас сейчас во всю идёт, вы совершили такой важный научный подвиг. Потому что ваш музей, и вы в том числе, издали книгу, посвящённую Дому Набокова, как знают это здание на Большой Морской улице в Петербурге.

Андрей Аствацатуров, директор Музея В. В. Набокова СПбГУ:

Это очень интересная книга. Она рассказывает о доме, она рассказывает об его истории. Это вообще было на самом деле 4 дома, которые здесь располагались, по этому адресу. Адреса менялись. Где-то первая постройка появилась в XVIII веке, когда только появилась улица. Тот дом, который мы видим сейчас — это четвёртый дом. Он был в 1897 году подарен Еленой Ивановной Рукавишниковой, которая была мать Набокова, в качестве приданного от его богатого папы золотопромышленника. И вот два замечательных архитектора Михаил Фёдорович Гейслер и Борис Фёдорович Гуслистый, они переделывали этот дом. И очень важно понимать, что этот дом в те времена, в конце XIX века — в начале XX века, был, как бы мы сейчас сказали, «умный» дом. Во-первых, в этом доме был гидравлический лифт. Такое неожиданное.

Андрей Смирнов, ведущий:

Дом Набокова — один из первых образцов петербургского модерна.

Андрей Аствацатуров, директор Музея В. В. Набокова СПбГУ:

Вы абсолютно правы, что здесь присутствуют следы модерна. Вообще на улице как бы эти дома, они напоминают в общем и целом модерн. Это скорее действительно модерн.

Андрей Смирнов, ведущий:

Что в советские времена вообще здесь было? И насколько сильно повреждён был оригинальный интерьер?

Андрей Аствацатуров, директор Музея В. В. Набокова СПбГУ:

Здесь вообще стояла стена, перегородка, которую поставили. Изначально этой перегородки не было. Во-вторых, здесь всё было закрашено побелкой. На самом деле с 2008 года Владимир Сергеевич Торбик, наш выдающийся реставратор, группой кисточками смывали побелку. И вот они обнаружили вот такой довольно интересный потолок. Он был весь естественно забит побелкой. Вот каждый слой они очень осторожно, аккуратно смывали. Они обнаружили, что, скорее всего, на потолке была такая объёмная лепнина. И между этой лепниной располагалась живопись. Вот там вы можете увидеть, например, ласточку. Вот что-то они действительно обнаружили. Что-то небесное. Вот некоторые участки. Ласточка — такая важная птица для Набокова.
Конечно, Набоков проводил очень много времени и в библиотеке. Это действительно замечательная комната. Обратите внимание на этой навесной кесонный потолок. Он удивительно красивый. Эта библиотека Набоковых вообще была одной из самых больших в Петербурге частных библиотек. Она насчитывала 10 тысяч томов. Там были книги на трёх языках.

Андрей Смирнов, ведущий:

Пользуясь моментом, я не могу у вас не поинтересоваться о хобби, которое к литературе не имеет никакого отношения — Набоков увлекался бабочками.

Андрей Аствацатуров, директор Музея В. В. Набокова СПбГУ:

Это была часть его жизни, совершенно неотменимая. Он открыл несколько видов бабочек. Даже не несколько, а много видов бабочек. Он писал статьи по проблемам миграции бабочек. Его очень хорошо знали в научных кругах. Бабочки всегда присутствуют в его художественных произведениях в сюжетных линиях. Обязательно где-нибудь появляется бабочка, и обязательно ты понимаешь что сейчас разговаривает профессионал.

Андрей Смирнов, ведущий:

Провокационный вопрос. Мы все отмечаем юбилей Набокова. Естественно в гипертрофированной форме все сейчас о нём вспоминают, все кинулись по местам Набокова и так далее. Он актуален у нас до сих пор?

Андрей Аствацатуров, директор Музея В. В. Набокова СПбГУ:

Набоков у нас актуален. Нельзя сказать, что продажи его какие-то удивительные, но тем не менее он хорошо продаётся. Его романы представляют собой лонгселлеры, как и положено классике. Набоков использовал ряд очень любопытных приёмов в литературе. В его романах, рассказах, если мы почитаем, существуют такие сквозные сюжеты. То есть можно, конечно, читать главный сюжет, но в его романе обязательно ещё существует сюжет, повторяющийся какой-то образ, или повторяющиеся однокоренные слова — каким-то образом присутствуют в его тексте, создают внутренний сюжет, дополнительные узоры. И они, как правило, являются ключами к его произведениям.