Подошел к концу XXIII Международный фестиваль балета Dance Open. Этот сезон был отмечен не только триумфальными выступлениями трупп российского балета, но яркими самоцветами зарубежья. Как сенсацию заранее объявили выступление Театра танца «Вуяни» из ЮАР с их южноафриканским же взглядом на «Болеро» Равеля. Надо сказать, что проект этот объехал уже немало стран, его уже привозили в Россию. Но уже здесь, на сцене нашего Александринского театра, впервые в России балетная труппа и хор выступили в полном составе. Почему это важно? Потому что здесь две точки приложения силы. Сценическое произведение, объединяющее в себе — тут, наверное, устанешь перечислять понятия — в парах, и все, боюсь, не упомянешь. «Реквием по Болеро Равеля» изначально мыслился авторами как высказывание, объединяющее культуры. Один из самых известных музыкальных опусов XX века – с такой же очевидной, но живущей где-то в подкорке — архаикой первобытных танцев. Универсальная вечная пульсация, перетекающая из академичного болеро в ритмы африканских тамтамов и обратно. Что здесь — ритм? Музыка порождает движение или движение музыку? В смерти — жизнь, в ритуалах Юга — трагедии Запада. Убунту — есть такое африканское понятие, очень приблизительно означающее единство. Во всех проявлениях его изучила Катерина Картузова.