13 апреля – особая дата в истории искусства: если верить Горацию, в этот день родился римский аристократ Гай Цильний Меценат, имя которого стало нарицательным для покровителей искусств. 13 апреля в Эрмитажном театре в 19-й раз прошел праздник благотворителей – День мецената.
«Это событие, которое никто не повторяет пока, а если будет повторять, это заимствовано у нас, и мы очень горды, потому что это изящный праздник. Наша акция очень красивая, радостная, полезная для культурно-музейной жизни», — сказал Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Часть даров, недавно поступивших в собрание музея, можно увидеть в фойе Эрмитажного театра. Среди экспонатов коллекция костюмов модельера Константина Гончарова, а также «Пейзаж с купальщицами» школы Корнелиса ван Пуленбурга – дар мецената и потомственного коллекционера Михаила Карисалова. Впервые работа поступила в Эрмитаж в 1886 году, однако в 1931 году оказалась на антикварном рынке.
«Большая радость, что спустя 100 лет она вернулась в музей. Причем зрители могут увидеть не только лицевую сторону произведения, но и оборотную. Мы специально предоставили ее на обозрение, чтобы были видны признаки ее долгой жизни – и печать императорского Эрмитажа, и рукописную этикетку голицынского музея в Москве, старинные инвентарные номера, вывески аукционных каталогов», — сказала Ирина Соколова, доктор культурологии, главный научный сотрудник отдела западно европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель голландской живопписи XVII-XVIII веков.
Меценат готовит еще один щедрый подарок музею. Совсем скоро его посетителям представят раритетные образцы мебели с императорской яхты «Полярная звезда». В бывшей библиотеке Николая II находятся столы, туалетное зеркало, картоньер для хранения бумаг и другие предметы интерьера, выполненные в конце XIX века по уникальной мозаичной технологии.
«Это было наборное дерево, выполненное из очень мелких деталей, поэтому казалось издали, что это живописное полотно, но полотно, которое не портится, никогда не выгорит. И так были украшены не только стены яхты, но и каждый предмет практически, который стоял в будуаре Марии Федоровны, в кабинете Александра III и, самое главное, стоял в гостиной и столовой императорской яхты, убранство которой показывали гостям во время торжественных обедов», — рассказала Наталья Гусева, кандидат искусствоведения, ведущий эксперт по русской мебели XVII — начала XX века, заместитель заведующего отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа.