В век уже которого по счету постпостмодернизма, итераций «мета», как-то уже и неловко вот просто рассказывать об искусстве — кто-то его создал, а ты пришел и посмотрел. Люди прекрасно всё комментируют — в невероятных, как вы знаете, объёмах, и сами уже давно стали предметом искусства. Почти буквальная иллюстрация — в творчестве американской художницы Кэрин Юрик. Она ездит по миру, главным музеям планеты, и пишет зрителей, наблюдающих Климта, Матисса, Ренуара, Моне, Пикассо, Бэкона. Про эти шедевры что сказать нового? Сами по себе эти фигуры — комментарии к искусству. И здесь вы оцениваете оценивающего. Со слов других людей, будем честны, чаще всего начинается знакомство — с новой выставкой, с новым спектаклем. Мы читаем отзывы, и уже научились оценивать их по первым словам — их ценность и правдивость их авторов. Давайте потренируемся на ярком примере. Недавняя громкая премьера в БДТ, спектакль Андрея Могучего «Холопы», полистаем книгу отзывов.