В начале 2022 года на Западе предрекали полный крах российской экономике из-за санкций и ухода международных компаний. Почему этого не произошло? Чего достигли предприятия Петербурга? И по какой причине многие из них не просто выстояли, а вышли в рост? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И давайте продолжим тему России в современном мире. Пусть она и звучит как заголовок из учебника политологии, но эта тема сейчас актуальна как никогда! Например, 2 года назад, когда мы вступили в острую фазу противостояния с условным коллективным Западом в феврале 2022 года, нам предрекали катастрофу, смерть экономики, дефолт. Страну задушат в петле санкций. Не будет у России ничего: ни машин, ни технологий, ни туалетной бумаги. Всё. Конец света. Апокалипсис российской экономики. Вот что нам говорили ровно два года назад.

И вот, эти два года прошли. И что? То, что должно было произойти, по мнению многих экспертов, не произошло. Катастрофа не случилась. Это главный вывод, который мы можем сделать сейчас. Катастрофы не случилось.

А что тогда произошло? И это тема нашего следующего репортажа. Российское экономическое чудо. Миф или реальность? Вымысел или правда? Давайте поедем туда, на предприятия малого, среднего бизнеса, крупные корпорации, заводы, фабрики, и спросим у тех людей, руками которых и создаётся наша экономика: а что это было? И что будет дальше? Антон Цуман продолжит тему».

В начале 2022 года российской экономике на западе предрекали полный крах. Западные компании уйдут, санкции задушат. Два года прошло — и что произошло? Известно, что полифоничную и многогранную экономику Петербурга можно рассматривать как модель экономики всей страны. И самое время спросить, как себя чувствуют предприятия города? И в чём секрет того, что им удалось не просто выстоять, а выйти в рост?

Два года назад это предприятие занимало половину цеха в промзоне на севере города. Вот кадры из нашего репортажа двухлетней давности. На этом месте ютилась сборочная линия с мощностью от силы 100 машин в год. Сегодня — цех полного цикла. От листа металла — до трактора. 20 машин в месяц.

Всё чаще на улицах города можно заметить технику с красноречивой надписью «Сделано в Санкт-Петербурге». А ведь ещё 10 лет назад машины подобного класса преимущественно закупались городом у зарубежных поставщиков. Теперь город поддерживает заказами городские же предприятия. И часть прибыли с этих заказов возвращается в бюджет в виде налогов. Причина экономического роста номер один.

Вот один из секретов роста экономики. Если до санкций прибыль уходила тем, кто продавал  продукцию из-за рубежа, то теперь её начали получать те, кто производит в России. От небольших фабрик до таких гигантов, как Петербургский тракторный завод. Ещё до ужесточения санкций здесь поняли — полагаться только на одного поставщика не просто опасно, а смертельно опасно. Поэтому место ушедших двигателей из Германии быстро заняли двигатели из Тутаева и Ярославля.

Начальник главного логистического центра завода Игорь Ходак обращает наше внимание на ещё одну деталь. Эти маленькие камеры на крыше — элементы системы машинного зрения. Проще говоря, беспилотный трактор. Тоже российская разработка. Но секрет экономического выживания здесь видят не только в смене зарубежного поставщика на отечественного. Его нужно буквально растить. Над чем и велась работа всё время.

Так и получается, что одна отрасль отечественной экономики помогает развиваться другой отрасли. Например, невозможно производить те же самые тракторы без качественных инструментов.

Два года назад мы посещали одно из таких предприятий. Производство инструментов для металлообработки. День сегодняшний. Тот же директор  Александр Добкес с гордостью демонстрирует, чего удалось добиться. Новинка — вроде простое сверло для станка. Но с его помощью можно обрабатывать изделия из, как говорят мастера, «капризного» металла — титана. То, что жизненно необходимо, например, в авиастроении. И такая способность перестраиваться под возникающие возможности — ещё одна причина успешного развития.

И это касается не только таких ёмких отраслей, как машиностроение и обработка. Для российских сетей общепита, с одной стороны, уход западных компаний открыл новые возможности для роста, с другой — из-за слома мировой системы логистики пришлось перестраиваться, что называется, на марше.

Соучредитель и генеральный директор одной из крупнейших и узнаваемых сетей ресторанов Виталий Свидовский рассказывает: прошедшие два года из четверть вековой истории компании не были самыми трудными. Больно ударили кризисы 2008 и 2014 года. И, особенно, пандемия коронавируса. Всё это стало своего рода «прививкой» от последствий новой экономической реальности 2022.

Да, раньше плиты завозили из Франции. Теперь и в России нашли тех, кто освоил эту технологию. Ещё один урок, который за два года усвоили российские предприятия — будь готов ко всему. Но это, можно сказать, крупная корпорация, а что стало с представителями малого бизнеса?

Вот так два года назад налаживалась жизнь на маленьком предприятии по производству функционального питания. История во многом типична — открылись в разгар пандемии, только вздохнули свободно по её окончании — и вот снова пришлось приспосабливаться к новым условиям.

И вот теперь директор Виктория Долгих с радость делится новостью — только за последний год удалось нарастить объёмы производства почти в два раза. Работать приходится в три смены. В прежнем помещении уже тесновато. Заслуга и в том, что потребитель обратил внимание на отечественные товары, и в государственных субсидиях, которые помогли пережить сложное время. И в том, что для малых предприятий важнее всего.

И все эти два года именно такие малые предприятия говорили во всеуслышание — мы можем. И за два года действительно поверили в это. Николай Хохряков начинал своё швейное производство с собственной швейной машинки.

И сегодня Николай успешно продолжает шить одежду под собственным брендом. Да, в этой отрасли ещё есть проблемы. Приходится закупать из-за рубежа и ткани, и иголки, и швейные машинки. Где-то не устраивает качество, где-то не достаёт объёма поставок. И если эти проблемы решить — многое станет проще не только в экономике.

Да, именно в сфере товаров массового потребления и можно проследить главный тренд экономического развития. Растёт производство — растут зарплаты. Растут зарплаты — покупается больше товаров. Покупается больше товаров — растёт их производство. И те сферы, в которых раньше доминировал зарубежный производитель, активно осваивается бизнесом из Петербурга. Одна из них — производство косметики.

Ещё 10 лет назад Леонид Леврана начинал с варки мыла ручной работы. Сейчас он владеет и управляет косметическим производством полного цикла. От рецептуры и до готовой продукции, более чем сотни видов. На вопрос, что спасло его бизнес так зависимый от иностранных поставщиков и мировой логистики, отвечает коротко — труд, воля к жизни.

И вот воплощение этой воли. Ушли зарубежные производители линий розлива — здесь спроектировали и построили собственные, под себя и на продажу. Отказал зарубежный производитель тары — здесь уже тестируют свою разработку. Такой подход «на помощь надейся, но сам не плошай» уже понемногу становится одной из примет российских производителей.

НПО имени Комсомольской правды. Старейшее предприятие по производству изделий из пластмассы в стране. Его директор Сергей Цыбуков рассказывает: ещё два года назад произвести такую отказоустойчивую приборную кнопку целиком отечественными силами было невозможно — теперь это реальность. И у того, что не просто не просто выстояло — вышло в рост, нет одной единственной причины. Сработало всё разом, как в механизме. И своевременное импортозамещение, и опыт, и квалифицированные кадры.

Поэтому на вопрос, в чём секрет этого российского экономического чуда на примере Петербурга, нельзя ответить односложно. Ответом будет и импортозамещение, и умение соответствовать вызовам времени, и помощь города и федерального центра, и невозможность просто взять и бросить дело, которому посвятил жизнь. И всё это спустя два года подтверждает факт — это не конец российской экономики. А продолжение долгого и трудного пути, по которому идёт и Петербург.