ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:
Ночь, гремит канонада, кружит метель и будто бы всё вокруг погрузилось в атмосферу Блокадного 41-го. Световые проекции, пушки времён Великой Отечественной, кинохроника. И рисунки тех лет, которые необычайно точно показывают то, как жил осаждённый, замерзающий, но непокорённый город.
Около ста работ, созданных в период блокады ленинградскими художниками, собрали в одном из залов Военно-исторического музея артиллерии. Большая часть рисунков — из частных коллекций. Каждая из картин — это личное переживание конкретного автора. Как например, рисунок Вячеслава Пакулина. После эвакуации музейных ценностей из Государственного Эрмитажа ему дали задание запечатлеть опустевший музей.
ОЛЬГА МУДРОВА, куратор выставки:
Вячеслав Пакулин — он художник-пейзажист. И попав в Эрмитаж, увидев промерзшие стены и пустые рамы, он ужаснулся тому, что он увидел. И смог несколько романтизировать. Мы можем увидеть парусник в глубине пейзажа, который скорее всего не стоял в устье Невы в то время, и художник хотел передать те впечатления от города, который он помнил, он знал.
ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:
Отдельного внимания достойна эта работа. Издалека — просто чёрный квадрат. Но! Это вечерний Ленинград, в котором нет электричества. Патруль, проверяющий документы, потому что в городе комендантский час. А вдали — еле уловимая арка главного штаба.
В кромешной темноте, а также под несмолкаемый гул орудий художники рисовали и агитационные плакаты. Одним из мастеров, который работал в этом жанре, был Алексей Пахомов. До войны он писал детские иллюстрации, а всю блокаду провёл в Ленинграде и создавал плакаты. Герои его работ- юные защитники города, стремящиеся помочь взрослым. Что примечательно, большинство картин выполнены в графическом стиле.
ОЛЬГА МУДРОВА, куратор выставки:
По воспоминаниям художников в блокадную зиму самую первую 41-го года очень трудно было работать красками — они замерзали. Своим дыханием они пытались реанимировать материал для своих работ. Быстрее всего можно было сделать эскиз углём или карандашом.
Отдельная задача — сохранить такие графические картины на долгий срок. Чтобы материал не размазался и цвет рисунка не потускнел, держать их нужно особым образом, между двумя листами картона. Поэтому до наших дней таких работ дошло не так много. Часть из них легли в основу 3D инсталляций выставки.
ОЛЬГА МУДРОВА, куратор выставки:
Здесь на экранах мы можем увидеть фотографии, представленный на экспозиции, с использованием искусственного интеллекта. Мы решили поговорить на современном языке с молодой аудиторией.
Однополчане, запечатлённые в короткие минуты отдыха после боя, радость, озарённая салютом Ленинградской победы 44-го. Художники, умирая от голода, создавали произведения искусства, вдохновлявшие людей жить, бороться и побеждать.