ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:

Холодно, ветрено. Мокрый снег. Её величество петербургская погода редко проявляет радушие. В среднем, в Северной столице 60 солнечных дней в году. Для пышной и экзотической растительности — не самые комфортные условия, которые, впрочем, не мешали архитекторам со времён Российской империи создавать островки живой природы, где круглый год царствует весна. Зимние сады — особая форма интерьерного озеленения и высшее проявление комфорта и роскоши в быту.

Павильон «Цветы» Таврического сада. Более ста видов растений из пяти континентов. А вот местная гордость — финиковая пальма. Ей порядка 70 лет. Помнит 1978 год, когда вновь восстановили практически уничтоженное в блокаду здание оранжереи, откуда в своё время тепличные тропики разрослись по всей Северной столице.

ЮЛИЯ АНИСИНА, сотрудник оранжереи Таврического сада:

Когда Екатерина Вторая построила Таврический дворец и к нему дворцовый парковый ансамбль — подарок князю Потёмкину — здесь был организован зимний сад.

Самый пышный и изысканный. Дал толчок моде на оранжереи среди петербургской знати 19 века. Например, Аничков дворец. Здешний островок живой природы построили по желанию великой княгини Марии Фёдоровны.

ДАРЬЯ УШАКОВА, сотрудник Музея истории Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных:

В зимнем саду проходили встречи, императорская семья принимала гостей. В особые дни приёма и праздников из императорских оранжерей во дворец привозили розы особых сортов.

Были свои зимние сады и в домах попроще. Особняк Спиридонова. Ныне — Дворец «Малютка», где среди всего изобилия стилей — ренессанса, классицизма, рококо мавританского — затесался и уголок весны.

В конце 19 века устраивать тепличные тропики стало намного дешевле, но по-прежнему зимний сад оставался роскошью, доступной лишь «особам приближенным к императору».

ИРИНА ВЛАСОВА, методист научно-просветительского отдела музея Политической истории:

Купить пальму в Петербурге — задача на тот момент была не самая простая и требовала денег. Но зимний сад нужно было также отапливать. Но в особняке Матильды Кшесинской была собственная котельная, и Матильда Феликсовна могла всегда купить столько угля для отопления, сколько было нужно.

Её дом — элегантный пример того, как искусство уживается с прелестями природы. Обратите внимание на орнамент на окнах сада.

ИРИНА ВЛАСОВА, методист научно-просветительского отдела музея Политической истории:

В зимнем саду жила голубка, которая вылетала через форточку зимнего сада и каждый вечер возвращалась обратно.

Правда, как писала сама Кшесинская, после февральской революции, в день, когда она покинула свой особняк, голубка улетела и больше не вернулась. В любом случае, жить ей было бы негде. После отъезда балерины особняк разграбили, а сад уничтожили. Восстановили его спустя 70 лет, уже как часть Музея Политической истории.

В советское время зимние сады перестали быть роскошью и стали местами отдыха пролетариев. Именно по их инициативе у метрополитена тоже появился свой райский уголок!

МАРИЯ ВАКУЛОВСКАЯ, дежурный по станции метрополитена:

Станцию «Выборгская» открыли 22 апреля 1975 года, и тогда метрополитеновцы сразу заложили такую традицию — собирать цветы и устанавливать их над наклонным ходом.

Пространства в вестибюле достаточно. Много света. Температурный режим — стабильный.

МАРИЯ ВАКУЛОВСКАЯ, дежурный по станции метрополитена:

Ухаживают за ними хорошо, они у нас цветут. Здесь даже очень редкий цветок такой вот есть — «женское счастье». Оно и дома не у всех приживается, а здесь у нас очень красивых два горшка.

В 2015 году растения пришлось убрать. Станцию закрыли на капитальный ремонт. После его окончания совместными усилиями петербуржцев вестибюль «Выборгской» вновь заселили цветами.

Получается, независимо от капризов климата, времени года и обстоятельств любовь к зимним садам в Петербурге не завянет.