Санкт-Петербург, Университетская набережная.

Здание Петербургской академии наук, архитектор – Дж. Кваренги, годы строительства: 1783 – 1789

Кунсткамера, архитекторы – Г. Маттарнови, Н. Гербель, М. Земцов, С. Чевакинский, Р. Марфельд, годы строительства: 1718 – 1734

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Стрелка Васильевского острова по праву считается колыбелью российской науки: именно здесь расположились Академия наук и первый в нашей стране музей — Кунсткамера. Правда, основанные 300 и 310 лет назад научные учреждения появились в этой части города на Неве не сразу. Сюда они переехали лишь в 1727 году благодаря хлопотам первого Президента Академии наук и художеств – Лаврентия Блюментроста. Для них было предоставлено отдельное здание на Васильевском острове, специально перестроенное для этой цели из бывшего дворца царицы Прасковьи Фёдоровны, вдовы брата Петра Первого и его соправителя в молодости – царя Иоанна V. Первый Дворец Академии наук до нас не дошёл – в 1783 -1789 годах его по заказу Екатерины II перестроил Джакомо Кваренги.

Петровская набережная

Лаврентий Блюментрост возглавлял Академию наук целых 8 лет – с 1725 по 1733 год. Именно он по поручению Петра разработал проект первого научного учреждения страны. И это было не случайно. Он родился в Москве в семье обрусевшего немца Лаврентия Алфёровича Блюментроста, придворного лекаря отца Петра I – царя Алексея Михайловича. Отучившись в Германии, 22-летний Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост вернулся в Россию и стал лейб-медиком любимой сестры императора Натальи Алексеевны. А в 1718 году после смерти лейб-медика самого Петра I Роберта Арескина на эту должность был назначен именно Блюментрост, к нему же перешло заведование императорскими библиотекой и Кунсткамерой, созданными ещё в 1714-м.

Домик Петра I, построен в 1703 году

20 ноября 1725 года Екатерина назначила Лаврентия Блюментроста Президентом Академии, а уже 27 декабря состоялось первое публичное собрание Конференции Академии наук. Оно проходило в выделенном для неё дворце бывшего вице-канцлера Петра Шафирова, который располагался где-то здесь на Петербургской стороне рядом с Домиком Петра. До наших дней первый адрес Академии наук не сохранился, но именно отсюда через пару лет она переехала на Васильевский остров.

Ленинградская область, город Гатчина, проспект 25 Октября, Чёрное озеро

С воцарением на российском престоле в 1730 году императрицы Анны Иоанновны положение при дворе Лаврентия Блюментроста так же, как и его брата – известного аптекаря, главы Медицинской канцелярии – Ивана Блюментроста пошатнулось. Лаврентий был оставлен только в качестве лекаря сестры императрицы, герцогини Екатерины Ивановны Мекленбург-Шверинской. В июне 1733 года Екатерина умерла, в чём обвинили братьев Блюментростов. Медиков заподозрили в отравлении, в имении Ивана на Гатчинской мызе прошли обыски, аптекарский огород, который располагался приблизительно здесь, был буквально изрыт. Улик не обнаружили, обвинения не подтвердились, но обоих Блюментростов сняли со всех постов: Лаврентия сослали в Москву, а у Ивана конфисковали мызу Гатчину и оставили лишь поместье Куммолово за Копорской крепостью.

Палаты Блюментростов, город Москва, Мясницкая улица, дом 40, строение 4 

Несколько лет Лаврентий Блюментрост жил в Москве и занимался частной практикой. Предположительно это здание на Мясницкой улице в конце XVII – первой трети XVIII века было семейным гнездом Блюментростов. Тогда Мясницкая выполняла функцию главной дороги из Кремля в район средней Яузы, по которой постоянно ездил царь, а значит здесь селились его приближённые! В 1740 году дочь Петра – Елизавета Петровна взошла на престол и опала Лаврентия Блюментроста закончилась: ему вернули чин действительного статского советника и увеличили жалованье. В 1754 году он был назначен куратором только что учреждённого Московского университета.

Усадьба Куммолово, Ленинградская область, Ломоносовский район, деревня Куммолово

Иван Блюментрост провёл остаток жизни в Куммолово, где превратил собственное имение в настоящий бизнес-проект. Дом располагался на возвышенном берегу дороги, ведущей в Копорье, рядом был построен небольшой винокуренный заводик на берегу речки Безымянной, и копанные пруды, в которых разводили форель. В 1756 году, после смерти Блюментроста, имение унаследовала его дочь Мария Ивановна, а уже её потомки в начале XIX века наняли архитектора Викентия Беретти для перестройки усадьбы в стиле классицизм. На начало XX века усадьба Блюментростов включала аж 16 строений. К сожалению, от них мало что осталось, а о знаменитом почерке Беретти напоминает лишь вот этот развалившийся центральный барский дом с сохранившейся колоннадой на центральном фасаде здания. Не сохранилась и могила братьев Блюментростов – Иван и Лаврентий были погребены в одной могиле неподалёку от Сампсониевского собора в Петербурге. Но их вклад в развитие отечественной академической науки и медицины огромен, об этом знают и помнят.