Ульяне 12 лет, она обожает детективы и читает их везде. Однако книгам на бумажных носителях предпочитает электронные. Говорит — так удобнее.

УЛЬЯНА БОБЫЛЁВА:

Если тебе не нравится текст, потому что он маленький, можно приблизить, что не сделаешь в бумажной книге.

А вот мама Ульяны — Ольга совсем не готова переходить на электронный формат. Отчасти свой выбор объясняет привычкой, которая сформировалась у нее с детства. Но не только.

ОЛЬГА КЛИМЕНКОВА:

С книгой можно познакомиться, её ощутить, её потрогать. Я могу, прочитав страниц сто — потом сказать себе: Какая ты молодец, ты прочитала сто страниц, и это будет явно видно.

По статистике, 58 % россиян выбирают именно бумажный формат, нежели электронный. А есть ли разница в усвоении информации?

СТАНИСЛАВА ЗАРУДНАЯ, психолог:

Дело в том, что существуют определённые якоря. Когда у тебя в руках гаджет, то информация воспринимается более посредственно, потому что мы никак не листаем страницы, у нас нет фотографической такой же памяти с расположением этих страниц с определенными ощущениями тактильными, которые мы при чтении книги используем. Поэтому базовой рекомендацией все таки если это важная информация — читать с бумажных носителей.

ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:

Ещё один способ получения информации — прослушивание аудиокниг. Преимуществ масса — снижается нагрузка на зрение, развивается фантазия, и конечно, экономится время. Но вот как усваиваются полученные знания?

СТАНИСЛАВА ЗАРУДНАЯ, психолог:

Если если вы ставите все равно на фон эту аудиокнигу, при том, что вы едете в машине, или занимаетесь рутинными бытовыми домашними делами, то естественно усваиваемость информации будет гораздо меньше, потому что вы будете заняты двумя или несколькими процессами.

ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:

В стрем­ле­нии по­гло­тить как мож­но боль­ше информации в самые короткие сроки, мы переходим не только на прослушивание Аудиокниг, но и на просмотр видео — в ускоренном режиме.

Большинство родителей беспокоит, что их дети смотрят обучающие ролики на высокой скорости. Проведем эксперимент. Ольге и Ульяне мы включили сюжет программы «Утро в Петербурге» про катки Северной столицы. Увеличили скорость видео в два раза, и после просмотра задали вопросы. На сколько наши герои усвоили материал. По итогу Ольга ответила на пять вопросов из девяти, а вот дочери Ульяне удалось ответить только на три. Эти результаты мы показали психологу.

СТАНИСЛАВА ЗАРУДНАЯ, психолог:

Вероятнее всего, мама справилась лучше с заданием, чем дочка, потому что у неё больше опыта в обработке и получении информации того вида, как вы её дали. Это был ролик с поступательной информацией без каких то ярко выделенных моментов.

Выделять самую важную информацию — такое важное качество, которое необходимо при просмотре видео в ускоренном режиме. И эта способность приходит только с возрастом.

ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:

Информационный поток льётся на нас отовсюду: на улице, дома, на работе. Мы читаем, смотрим и слушаем. Перескакиваем с одного на другое. И вроде бы всё поняли, но ничего не запомнили. В итоге остаются только фрагменты. Такое мышление учёные называют клиповым.

Быстрая смена кадров, музыкальное сопровождение ролика, яркие цвета. С одной стороны — клиповое мышление защищает мозг от перегрузки, давая ему лишь небольшие и яркие фрагменты. Но с другой, возникают существенные проблемы.

СТАНИСЛАВА ЗАРУДНАЯ, психолог:

Основная опасность клипового мышления заключается в том, что мы не смотрим в суть проблемы, мы не углубляемся и смотрим на неё только по верхам. Отсюда мы можем даже стать жертвой манипуляции: мы видим какой то яркий заголовок, он нас цепляет и мы как будто бы начинаем верить бездоказательно в то, что нам сказали.

Эксперты уверяют — бояться получения новых способов информации точно не стоит, а вот задуматься о сбалансированном использовании гаджетов нужно. Бесконечный поток информации порой приводит к усталости. Отсюда возникают новые тренды, например, цифровой детокс. Около 65% россиян за последний год устраивали для себя такие выходные без гаджетов. Внесите себе их в график и вы.