На связи с программой «Утро в Петербурге» Надежда Маркарян, музыкальный и театральный критик, доктор искусствоведения, профессор Российского государственного института сценических искусств, главный редактор журнала Санкт-Петербургской филармонии «Скрипичный ключ».

Николай Растворцев, ведущий: Какое влияние оказал Юрий Хатуевич на мировую культуру, на культуру нашей страны и Санкт — Петербурга?

Надежда Маркарян, музыкальный и театральный критик, доктор искусствоведения, профессор Российского государственного института сценических искусств, главный редактор журнала Санкт-Петербургской филармонии «Скрипичный ключ»: У него было глубокое, вдумчивое, мудрое и философское отношение к профессии. Мне приходилось общаться с Юрием Хатуевичем, и это по жизни был человек с глубинным, настоящим, объемным взглядом на мир. Он говорил об отсутствии бытийности в музыке и в его жизни. Он поднимал все, за что брался. Дирижирование — это искусство, в котором дирижеров много, а больших режиссеров на дирижерском Олимпе очень мало. Юрий Хатуевич находился там и останется там навсегда. Большое дирижирование включает в себя не просто технические возможности. Как говорил Юрий Хатуевич — не в нотах дело. Хотя многие дирижеры играют ноты и считают, что выполнили свою дирижерскую миссию в музыке. При уникальной технике он обладал качествами мышления и сознательности в музыке. Все, кто работал с Юрием Хатуевичем, знают, что в день концерта и за несколько дней до концерта к нему лучше было не подходить. Он был сконцентрирован на музыке, даже несмотря на то, что уже много раз играл это произведение. Вот такое настоящее отношение к искусству. Он был совершенно подлинным человеком, огромным музыкантом и для нашей страны это невероятная потеря. В России прекрасное музыкальное образование, плеяда музыкантов, но все эти звезды выстроены за его именем.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Мы запомнили Юрия Хатуевича не только как великого музыканта, дирижера, но и как создателя многих культурных проектов и значимых инициатив, которые в итоге стали культурными брендами и в Северной столице, и в России, и за рубежом. Какие бы вы могли выделить проекты?

Надежда Маркарян, музыкальный и театральный критик, доктор искусствоведения, профессор Российского государственного института сценических искусств, главный редактор журнала Санкт-Петербургской филармонии «Скрипичный ключ»: Проектов очень много. Каждый его концерт, начиная с очень давнего времени, — это культурное событие такого масштаба, что остальные проекты выстраиваются уже за ним. Репертуар, что играют современные оркестры, не так велик, но что интересно, мы можем слышать одни и те же произведения на протяжении долгого времени и слышать, как они меняются. Симфонии Чайковского, Баха, Малера претерпевали изменения вслед за жизнью. На мой вопрос о большом репертуаре и однозначности к нему, Юрий Хатуевич ответил, что не может такого быть, жизнь течет и меняется, и мы меняемся. Самыми главными проектами были его исполнение симфоний, его концерты. Этот человек был недюжинного дарования, он прекрасный художник. Когда к нему подходили подписать программу, вместе с подписью он рисовал абрисом свой характерный профиль. Юрий Хатуевич был человеком с прекрасным чувством юмора, очень умный и невероятно начитанный. Когда он уезжал на гастроли, всем известно, что он брал большое количество книг, которые он читал в транспорте и на досуге. Он был человеком, который понимал, что культура воспитывает, и поэтому любой из его проектов был просветительский, гуманистического характера. Проекты были разные, это и фестивали, и проект «Скрипичный ключ», который вела я в Филармонии. Он всегда был моим шефом. Я всегда ориентировалась на его вкус, зная, что первый и самый пронзительный читатель нашего журнала — это Юрий Хатуевич.