В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Иванникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи.
Ксения Бобрикова, ведущая: В главном музее страны к 330-летию Выговской старообрядческой пустыни представили выставку «Художественное наследие староверов Поморья». В Малом Манеже Эрмитажа представлено около 200 экспонатов, датируемых XVII — XIX веком, которые отображают разные виды искусств Русского Севера. Как на реке появилась община, и по какому уставу в ней жили?
Анна Иванникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи: Старообрядцы в 70-х годах XVII века стали уходить в глухие Ланецкие леса, это современная Карелия. Изначально они образовывали небольшие поселения, а потом объединились и получили благословение от инока Корнилия, который затем был канонизирован на Выге. В 1694 году основали Выговское общежительство, в следующем году будем отмечать 330 лет с даты его основания. Жили они по монастырскому уставу Соловецких монастырей.
Тимофей Зудин, ведущий: Почему Петр I не упразднил эту общину, а наоборот, содействовал ей?
Анна Иванникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи: Выговцы были важными рудознатцами. Они могли найти залежи руды, а это было важно в условиях проведения Северной войны. Но также они были очень тонкими и умелыми политиками, подносили важные дары и налаживали контакты и связи.
Ксения Бобрикова, ведущая: Художественное наследие Выговской пустыни обширно и многообразно. Какие направления у них были?
Анна Иванникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи: Первоочередно — это иконописание. У них было роскошное медное литьё, прекрасные люминированные поморские рукописи, резные иконы с изображением Голгофского креста.
Тимофей Зудин, ведущий: Есть ли отличительные особенности в иконах, резных изделиях, медной пластике, которые сразу позволяют определить, что это произведение поморов?
Анна Иванникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи: У каждого центра есть свои особенности. Иконы, в зависимости от времени отличаются яркостью, красочностью, нарядностью. Посмотрев на ранние выговские произведения, можно увидеть сильно выбеленные лики, тяжелые подбородки, сжатые губы, но при этом лаконичность, простоту и красочность деталей. Медное литье отличается высочайшим качеством, и позже московские старообрядцы позаимствовали отливки и начали отливать по выговским образцам. Но никто не мог достичь выговской тонкости в литье, а поморские рукописи в целом восходят к Московскому старопечатному и рукописному книжному орнаменту и отличаются тончайшей работой. Можно назвать это вершиной книжного искусства.
Ксения Бобрикова, ведущая: Выговские мастера в своем искусстве развивали какой-то определенный, заимствованный ими образец или перерабатывали лучшие достижения древнерусского искусства?
Анна Иванникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи: У нас встречает всех входящих выговский дейсус, который располагался на Святых вратах и здесь прослеживается стилистическое следование древним образцам. С точки зрения иконографии — следование образцам, выработанным уже мастерами Оружейной палаты. В этом и заключается парадокс не только выговского, но и в целом старообрядческого искусства. Тогда происходило смешение древних образцов и тех явлений, которые уже были характерны для культуры второй половины XVII века. Люди выросли в этой культуре и естественным образом продолжали её традиции.
Тимофей Зудин, ведущий: Как большинство древнерусских монастырей Выговская пустынь стала центром книжности. Какой контент был в этих книгах?
Анна Иванникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи: Есть самый важный, знаменитый труд «Поморские ответы» — это настольная книга для каждого старообрядца, где в доступной форме обосновываются основы и правильность той веры, которой придерживаются старообрядцы. В этом году мы отметили двухсотлетие с момента их создания. Также вёлся сбор сведений о первых старообрядцах — мучениках и о тех святых, которые пользовались на огромной территории России только местным почитанием. Все эти сведения были кропотливо записаны, и было создано второе знаменитое произведение «Виноград Российский», составленный настоятелем Выговской обители Семеном Денисовым.
Тимофей Зудин, ведущий: Как долго продлится выставка?
Анна Иванникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи: До 31 марта 2024 года. Впереди еще 5 месяцев для посещений.