В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург» и Наталья Зайцева, историк, доктор культурологии, консультант проекта «Ангелы и тени Юсуповского дворца. 100 лет после Юсуповых».

Ксения Бобрикова, ведущая: Уже завтра, 14 октября, один из самых роскошных дворцов России — Юсуповский — станет героем масштабного проекта телеканала «Санкт-Петербург» «Ангелы и тени Юсуповского дворца. 100 лет после Юсуповых». Нина Кукурузова, Владимир Машков, Николай Буров, Ольга Таратынова, Юрий Александров, Филипп Янковский, Максим Аверин и многие другие учёные и деятели культуры откроют портал в многогранный, загадочный и ослепительный мир дворца, для которого 2023-2025 годы являются юбилейными. Предстоящий телепроект масштабен, ему нет аналогов на отечественном телевидении. Как рождался этот проект, и сколько времени прошло от задумки до воплощения?

Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург»: Проект не просто социальный, а очень особенный. Важно то, что его невозможно описать простым жанром, а его жанру нет названия и в этом большая интрига. Все, кто смогут присоединиться к нашему эфиру, станут свидетелями рождения чего-то нового. Эфир будет большой, объемный, длительностью около трёх часов. Будут развернуты студии в Юсуповском дворце, и можно будет стать свидетелями происходящего прямо там, на месте. Заготовлен большой объём подготовленных материалов, интервью, интересных сюжетов, которые будут интегрированы в этот эфир.

Наталья Зайцева, историк, доктор культурологии, консультант проекта «Ангелы и тени Юсуповского дворца. 100 лет после Юсуповых»: К рождению проекта нам дала толчок директор Юсуповского дворца Нина Васильевна. Проект вышел импрессионистический, ведь импрессионизм — это ощущения. Вот историю нужно пропускать через эмоции, тогда она запоминается. Безусловно, очень много исторических факторов, экскурсов. Для меня было важно, что, когда начали говорить с петербуржцами, актёрами, режиссёрами о Юсуповском дворце, на нас обрушилось море любви. Множество людей рассказывали свои истории, связанные с этим местом. В этой любви мы рождали проект. Было приятное ощущение бесконечной любви к дворцу и к той истории, с которой он связан. Сам дворец особенный, он бытовой, душевный. Главное, что этот дом — не только история Юсуповых и всё, что связанно с историей интерьеров, искусства, а ощущение жилого пространства, сохранившихся интерьеров и огромное количество тем. 

Василий Киров, ведущий: Когда видишь кадры, что сейчас показывают, сложно разговаривать, потому что гипнотизируют. Тут понимаешь, что интрига в названии «Ангелы и тени Юсуповского дворца. 100 лет после Юсуповых» есть. Что будет отвечать за тени, а кто за ангелов?

Наталья Зайцева, историк, доктор культурологии, консультант проекта «Ангелы и тени Юсуповского дворца. 100 лет после Юсуповых»: В 1923 году замок передают Просвещению, и начинается долгая история после Юсуповых. Всего 80 лет Юсуповых и 100 лет после них. История кажется очень близкой, но она уходит, и сейчас, при подготовке к проекту мы понимаем, что нет фотографий, тех людей, которые вот только были. Мы хотели запечатлеть их, сохранить эти 100 лет и поговорить о Доме Учителя, который стал уже историей, потому что там проходило огромное количество людей — это и есть ангелы, которые сохраняли этот дворец. Ангелы-хранители этого дворца — это его директора, на которых дворцу везло на протяжении всей истории, хранители, люди, которые сегодня там находятся. Мы строили по принципу, тени — это то, что минуло, ушло, это прошлое, негативное, переживания о блокаде, войне. Люди, которые смогли это создать, донести, сохранить, о них мы сегодня говорим, а не только о дворце. 

Ксения Бобрикова, ведущая: Мы были свидетелями и не раз участвовали в больших спецпроектах на нашем канале. Что отличает этот эфир с Юсуповского дворца?

Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург»: Каждый социальный проект — это определённый уровень доверия с той или иной культурной институцией. Наше привнесение и приношение каждой из тем, каждому из событий — это некое внедрение, включение в ту жизнь, которая где-то существует, закрытая. В Эрмитаже нам было оказано доверие поставить нашу студию прямо среди прекрасных полотен Ван Гога, Поля Гогена, Анри Матисса для того, чтобы мы смогли более точно, со своими красками рассказать их историю. У нас есть опыт отношений с Юсуповским дворцом. Мы снимали там однажды Новогодний вечер и были тогда очарованы и удивлены этим необыкновенным пространством. Прошло несколько лет, и уровень доверия достиг того, что теперь мы сможем развернуть нашу студию прямо на сцене невероятного, легендарного театра, к которому стремились многие кинематографисты. Не говоря уже о том, сколько исторических событий с ним связано и сколько прекрасных имен в культуре открыто на этой сцене и в этом доме. Одним словом, этот проект — воплощение, завершение наших информационных, партнёрских отношений с Юсуповским дворцом. Взаимная степень доверия к друг другу. Надеемся, что с помощью наших телевизионных средств мы сможем что-то большее передать о дворце, чем уже известно, тем, кто им занимается много лет. Наталья Владимировна написала об этом много книг и является крупнейшим экспертом и представителем дворца. Для нас очень важно, чтобы было доверие и понимание. Ведь у каждого в своей области есть свои приоритеты, высокие профессиональные знания и навыки. Нам нужно совместить их, а они иногда совершенно разные и ориентированы на разные аудитории, сверхзадачи, и тут возникает некий совершенно особый синтез или магия, когда соединяются высокие познания разных специалистов, и мы своим телевизионным языком выражаем и доносим эту мысль, эту сверхзадачу.

Василий Киров, ведущий: Напомню, что 14 октября в субботу, в 15:10, зрители за 3 часа эфира смогут проникнуть в историческое путешествие в 100 лет жизни дворца. Наталья Владимировна, может, в процессе подготовки к эфиру для вас вскрылись какие-то интересные исторические факты или уже известные раскрылись в телевизионном ракурсе?

Наталья Зайцева, историк, доктор культурологии, консультант проекта «Ангелы и тени Юсуповского дворца. 100 лет после Юсуповых»: Я работала с прекрасной командой специалистов и увидела многие вещи по-новому. Операторская работа проведена изумительно. Те ракурсы, те фигурки, которые они вычленяли, были полной неожиданностью для меня. Всё это я видела, но когда пришли люди и показали всё по-новому, то я была удивлена. При подготовке материала большой проблемой было, что выбрать. Хотелось взять всё. Даже когда была конкретная задача снять сюжет. Начинаем снимать, а там материала на три сюжета, и операторы говорят, что невозможно уместить всё в один. Проблема выбора — самое тяжёлое в этом проекте.

Ксения Бобрикова, ведущая: Почему завтра зрителям нужно всё отложить и включить телевизор в 15:10 на канале «Санкт-Петербург»?

Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург»: Будет интересно, это точно. 

Наталья Зайцева, историк, доктор культурологии, консультант проекта «Ангелы и тени Юсуповского дворца. 100 лет после Юсуповых»: Нам нужны позитивные эмоции. Культура нас спасёт.

Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург»: С одной стороны, мы сможем по-новому увидеть по-настоящему Петербургский дом. В этом обилии смыслов, материала мы пытались найти какую-то линию, по которой нам идти, и мы поняли, что Юсуповский дворец — это такой Петербургский дом, где красота совмещена с бытом, где она является частью быта. Где царит ответственность не только за свою семью, а за свою страну. Всё, что есть в нём, оно всё воплощает Петербург, и поэтому, это очень петербургский проект, в котором зрители по новой откроют этот дворец. С другой стороны, мы являемся свидетелями рождения определённого нового формата. Мы следуем традициям Ленинградского телевидения, стараемся равняться на тех, кто создал много форматов, жанров, ставших классическими. Все это формы совмещения сложнейших телевизионных технологий. Завтра на Мойке, как лайнер, встанет наша передвижная телевизионная станция Нева, которая будет обеспечивать технические мощности этого эфира.

Наталья Зайцева, историк, доктор культурологии, консультант проекта «Ангелы и тени Юсуповского дворца. 100 лет после Юсуповых»: 77 человек, не считая съёмочной группы.

Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург»: Очень большой объём. С точки зрения телевидения и нашего творчества, это подчёркивает, что телевидение способно не только транслировать и показывать то, что происходит, а способно быть полноценным действующим лицом в художественном процессе. Это будет и наш вклад для того, чтобы передать главные смыслы о культуре, о Петербурге и о тех прекрасных объектах, в которые сохраняют этот наш культурный код.

Василий Киров, ведущий: У зрителя будет возможность остановить своё внимание на деталях, которые, может быть, при посещении дворца, не всегда получается разглядеть, увидеть в силу определённых обстоятельств.