В гостях у программы «Утро в Петербурге» Юлия Русанова, педагог-психолог Санкт-Петербургского института раннего вмешательства.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Первый месяц учебы позади, но не всем детям возвращение с каникул и смена свободного режима далась легко. Многие родители, отправляя ребенка в сад или школу, не в курсе, что у их чада могут быть проблемы и что капризы, возможно, не проявление сложного характера, а свидетельство адаптации.

Николай Растворцев, ведущий: Какая должна быть адаптация и сколько времени на нее потратить? Как правильно начать разговор с ребенком о том, что у него тоже есть своя работа?

Юлия Русанова, педагог-психолог Санкт-Петербургского института раннего вмешательства: Очень часто от настроя родителей может зависеть успех или неуспех адаптации, потому что дети чувствуют тревогу и настрой родителей и им будет трудно. Это жизненный цикл, в который вступает каждый ребенок. Если в семье есть договоренность по этому поводу, и родители соблюдают этот ритуал, то ребенок адаптируется быстро.

Николай Растворцев, ведущий: Какие вопросы вам чаще всего задают?

Юлия Русанова, педагог-психолог Санкт-Петербургского института раннего вмешательства: Мы работаем с детьми раннего возраста, поэтому определяем, готов ли ребенок к садику или нет: физиологически, психологически и эмоционально. У нас есть отдельный образовательный курс на эту тему и отдельные консультации. Потому что, если отдать ребенка раньше, чем он готов, будет негативный опыт и для него, и для родителей. 

Николай Растворцев, ведущий: Как понять, что ребенок готов или нет к садику?

Юлия Русанова, педагог-психолог Санкт-Петербургского института раннего вмешательства: Очень важен настрой ребенка, хочет он в садик или в школу. Также некоторый режим, чем больше он начинает напоминать режим детского садика, тем легче будет ребенку.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: По поводу режима — что для ребенка лучше: дать свободу или самостоятельное планирование?

Юлия Русанова, педагог-психолог Санкт-Петербургского института раннего вмешательства: Для всех важно иметь здравый смысл, потому что нужно отталкиваться от возраста, от оптимальной нагрузки для ребенка. Многие родители считают, что идти к психологу нужно, когда все совсем плохо, но на самом деле вопросы адаптации — тоже предмет консультации. 

Николай Растворцев, ведущий: Как прорабатывать перепады настроения у ребенка?

Юлия Русанова, педагог-психолог Санкт-Петербургского института раннего вмешательства: Зависит от перепада настроения — иногда для родителей очень важна чуткость, можно уговорить, переключить внимание ребенка, что-то пообещать. Но не стоит забывать, что ребенку иногда правда нужно отдохнуть. 

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как понять, что поведение ребенка стало хуже: адаптация или портится характер?

Юлия Русанова, педагог-психолог Санкт-Петербургского института раннего вмешательства: Адаптация, если вы понимаете, что ваш ребенок неожиданно «испортился» в сентябре-октябре. Но, если такое поведение длится полгода, то стоит сходить вместе к специалисту.