АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

В этом году Петербург празднует своё 320-летие, а вот на другом конце нашей страны — в Приамурье, освоение которого, кстати, началось ещё при отце Петра I — царя Алексея Михайловича, отмечают свой собственный большой исторический юбилей. В декабре 2023 года Амурская область отметит своё 165-летие. Это оказалось возможным, благодаря уроженцу Петербурга генерал- губернатору Восточной Сибири Николаю Николаевичу Муравьёву-Амурскому, который ровно 165 лет назад одержал настоящую дипломатическую победу — именно он заключил знаменитый Айгунский договор о государственной границе между Российской Империей и Китаем по течению реки Амур.

Безусловно, появлению официальной границы между Российской Империей и Китаем по течению реки Амур предшествовала большая подготовительная работа, и здесь необходимо вспомнить знаменитую Амурскую экспедицию адмирала Геннадия Невельского 1849-1855 годов. Что доказал Невельской — то, что Амур является судоходным для морских судов, то есть можно вести внешнюю торговлю, и остров Сахалин является сам по себе отдельной территорией, то есть островом. Вот этими доказанными научными географическими данными заинтересовался сам генерал-губернатор Восточной Сибири.

Сам переговорный процесс был очень сложным, длился он практически неделю, 7 дней в мае 1858 года, когда русская делегация прибыла в Айгун для заключения будущего договора о государственной границе. Об этом подробно мы можем узнать с помощью репродукции знаменитой картины Василия Романова, которая была написана здесь в Благовещенске в 1947 году. Она, собственно говоря, изображает процесс подписания Айгунского договора: со стороны России подписал генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, со стороны Китая это был И Шань — дядя императора, ну а уже в декабре 1858 года был издан указ императора Александра II об основании Амурской области.

ИРИНА ПОПОВА, главный архивист Государственного архива Амурской области:

Следует обратить внимание вот на один из самых древних документов — это полное собрание сочинения законов Российской Империи 1858 года, где как раз мы можем найти, познакомиться вот с этим указом. Данный Сенату 8 декабря 1858 года. Это положение об управлении Амурской области. Ну и, конечно, вот такой раритет — это «Живописная Россия», в нашем архиве хранится 12-ый том. Почему 12-ый, потому что именно здесь мы найдём описание восточной окраины России, то есть Приморской и Амурской областей.Даже вот карта есть. В документах краеведа нашего известного Новикова-Даурского хранится у нас в деле фотокопия картины Василия Романова «Подписание Айгунского договора». Кто позировал художникам: допустим, знали, что руки И Шаня — это позировала актриса нашего театра, женские руки у главы китайской делегации …

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Я знаю, что вообще всё это начиналось ещё намного раньше, чем 1858 года, когда ещё в допетровские времена сюда были посланы первые казаки, которые охраняли границу.

ИРИНА ПОПОВА, главный архивист Государственного архива Амурской области:

И, конечно, уже закреплять, уже когда уже была образована Амурская область. В нашем архиве приказы по Амурским казачьим войскам, приказы самые разные — от разрешения носить очки до образования быта, здоровья, порядок дня, занятий — всё строго по уставу, образование школ – всю эту историю можно найти вот этих казачьих приказах.

Кроме приказов у нас же есть ещё архив, это метрические книги, куда заносили записи о рождении, бракосочетаниях и о смерти, и самая первая метрическая книга — она рукописная. И вот, листая как раз эту первую книгу, мы нашли вот такую запись: 26 -го (это старый, по старому стилю) октября 1858 года рождается казак Дмитрий, в семье сотника казака Николая, вот здесь вот «яти» видите — Пешкова и законной жены Маланьи. А Дмитрий Пешков потом войдет в историю России: Дмитрий Пешков вырастет, станет казаком и захочет защитить породу местных забайкальских лошадей — они низкорослые, очень крепкие, но какое-то время, видимо, на них ставку не делали, а вот казаку как-то вот они прикипели, обидно было. И он взял, конь у него Серко был, и он решил доказать, насколько это сильная порода и вынослива эта порода. Как доказать — он совершает на этом Серко конный переход, это единственный в России конный переход Благовещенск — Санкт-Петербург. В мае 1890 года он уже был в Санкт-Петербурге, его приветствовал сам император Александр III, Серко был подарен императору.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Мы перемещаемся из Благовещенска в Петербург и уже находимся в здании Российского Государственного исторического архива, где хранятся, на мой взгляд, очень любопытные документы, связанные с историей заключения Айгунского договора с Китаем. Ну, например, здесь мы можем увидеть специальную записку -предложение от Министерства юстиции, которая была отправлена уже в феврале 1859 года в адрес Правительствующего Сената. Как вы понимаете, любой договор должен был пройти стадию ратификации, выражаясь современным языком. Полный текст договора — причём о границе, которая проходит по реке Амур, и я ещё раз хочу подчеркнуть, что за 165 лет эта граница ни разу не изменилась, — оригинал Айгунского договора хранится до сих пор в архиве Министерства иностранных дел Российской Федерации в Москве, но в Российском Государственном историческом архиве существует ещё один любопытный документ и хранится в специальной папке дел секретной части Министерства финансов Российской Империи. Заключению договора предшествовала большая подготовительная работа, которая заняла не один год. Мы уже говорили о том, что для заключения договора о государственной границе между Российской Империей и Китаем необходимо было чётко сформулировать требования России к китайской стороне, и они касались в том числе развития торговли, судоходства по Амуру, а ещё добычи золота: так вот, жил в те времена знаменитый сибирский золотопромышленник Рафаил Черносвитов, который и подготовил для Азиатского департамента Министерства иностранных дел Российской Империи специальный трактат для будущего торгового договора между Российской Империей и, соответственно, Китаем.

Благовещенск, Хабаровск, Владивосток — эти три крупнейших центра Дальнего Востока России бережно хранят память о Николае Николаевиче Муравьёве-Амурском, благодаря которому, в принципе, они и появились на карте России. Кстати, самый знаменитый памятник Муравьёва-Амурского в Хабаровске красуется на самой любимой россиянами денежной купюре — достоинством в 5000 рублей. Ну а что же Санкт-Петербург? По большому счёту, незримый дух Муравьёва обитает вот здесь – в этой части Невского района города на Неве. В 1896 году вот эта проезжая часть получила название Муравьёвский переулок, в память в принципе о роде Муравьёвых, которые были крупнейшими землевладельцами в этой части тогдашней столицы Российской Империи. Правда, уже при Советской власти, в 1936 году Муравьёвский переулок был переименован в улицу Цимбалина — в честь видного земского врача и общественного деятеля Октябрьской революции Владимира Цимбалина.

А вот с этим домом на левом берегу Невы связаны детство и юность будущего генерал-губернатора Восточной Сибири. Когда-то это было загородное имение отца Муравьёва-Амурского – Николая Назарьевича Муравьёва, возглавлявшего Канцелярию Его Императорского величества, а также бывшим статс-секретарём у двух российских императоров Александра I и Николая I. Конечно, за двести с лишним лет от имения Муравьёвых мало что осталось — усадебный парк давным давно превратился в Парк культуры и отдыха имени революционера Ивана Бабушкина, а о барском доме напоминает вот этот портик с белыми колоннами. Хочется надеяться, что рано или поздно на стене дома номер 143 по современному проспекту Обуховской обороны появится мемориальная доска в память о выдающемся государственном деятеле Николае Николаевиче Муравьёве-Амурском, который смог присоединить Дальний Восток к России без единого выстрела.