Мариинский театр – не просто театр, а один из тех феноменов, которые олицетворяют собой петербургская культура, которую невозможно отделить или изъять из мировой. Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Теперь к одной из главных новостей этой недели. Президент Владимир Путин провёл в Петербурге заседание попечительского совета Мариинского театра. В октябре нашей Мариинке исполнится 240 лет. Это было масштабное заседание, в котором приняли участие губернатор Александр Беглов, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, министр культуры Ольга Любимова, председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер, президент и председатель правления «Сбербанка России» Герман Греф, председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин, глава РЖД Олег Белозеров, директор компании «Роснефть» Игорь Сечин и другие представители крупного бизнеса.

Одним словом, вся королевская рать собралась в этот день за круглым столом, чтобы обсудить будущее Мариинского театра. Президент отметил, цитирую, что «коллектив Мариинки – один из самых талантливых и плодотворных творческих коллективов не только России, но и всего мира». Очень актуальное замечание, особенно сейчас, когда мы живём в эпоху культуры отмены –  отмены русского искусства.

А Мариинский театр – это одна из витрин этой культуры. Ведь в области балета мы впереди планеты всей. И не только в области балета. Кто нас может отменить? И почему это не получится? Потому что Мариинка – это не просто театр. Это один из высочайших культурных феноменов за всю историю человеческой цивилизации. И этот факт нельзя отменить, исключить, зачеркнуть. Как бы кому-то этого не хотелось. Антон Цуман объяснит, почему это так».

Театральные звонки, привычный шум зрителей, которые рассаживаются по местам. Балет «Ромео и Джульетта», все билеты проданы. Так выглядит Мариинский театр сегодня. Ещё один спектакль 241-го сезона. Да, цифра не круглая, но по сути – юбилейная. 5 октября со дня первого спектакля исполнится ровно 240 лет.

И этому событию было посвящено заседание попечительского совета театра, которое возглавил лично президент Российской Федерации. И начал с ответа на вопрос, почему сегодня у Мариинского театра особая роль.

По сути, Мариинский стал тем зеркалом, где помимо мировой культуры отражается мировая геополитика. Ведь неслучайно именно его спектакли уже давно для ленинградца Владимира Путина часть культурной программы, которой встречает самых высоких гостей. Судите сами — зал исторической сцены в разгар празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Рядом с Путиным –  премьер Великобритании Тони Блэр и президент Франции Жак Ширак. С супругами. Или 2018 год — неформальный саммит стран СНГ в Санкт-Петербурге. Часть культурной программы — балет «Щелкунчик».

И даже сегодня, когда российскую культуру пытаются отменить и запретить, есть яркий пример. Декабрь 2022 года. Спектаклю русского композитора Модеста Мусоргского о российских исторических событиях «Борис Годунов» на русском языке в зале итальянского оперного театра Ла-Скала, исполнителю главной роли солисту Мариинского театра Ильдару Абразакову аплодируют лидеры Европейской политики, известные нелестными высказывании о России. Лучшая иллюстрация того, как политическая риторика проигрывает бессмертной культуре.

Ильдар Абдразаков – сегодня один из известнейших оперных исполнителей. Приглашённый солист крупнейших театров мира, но Мариинский театр по-прежнему считает своим домом. По его мнению, даже на сломе эпох музыка всё равно остаётся тем, что может объединить и примирить. На протяжении всей своей истории Мариинский театр доказывает этот тезис. Пройдя через различные эпохи в российской и мировой истории, он буквально находится вне времени.

И важнейшая веха в этой связи — 5 октября 1783 год, когда на нынешней Театральной, а тогда Карусельной площади, открылся Большой Каменный театр. Который за свою историю пережил и пожар 1811 года, после которого был перестроен, и суровые годы блокады, когда здание театра едва не уничтожила немецкая бомба.

Аглая Михайловна Чернова несла дежурство в здании театра в тот самый момент, когда обрушилась часть фасада. Тогда, ещё юная артистка балета, она осталась с частью труппы в осаждённом городе. Вспоминает, даже когда зал театра серьёзно пострадал, культурная жизнь  не остановилась. Искусство жило вопреки голоду и холоду.

Традиции продолжают жить и сегодня. Но спектакль начинается далеко не со взмаха дирижёрской палочки. Пример — масштабнейшая опера «Война и мир», когда сотни человек буквально работают как единый, слаженный механизм.

И то, что зритель видит на сцене — лишь конечный, финальный результат титанической работы огромного количества людей. От артистов до работников театрального закулисья.

Клинки и шпаги для батальных сцен «Макбета», копья для масштабных постановок «Князя Игоря». Каждый предмет на сцене тоже играет свою роль, которую видит зритель. Но не менее интересно и то, что скрыто от зрителя. Например, как создаются величественные театральные декорации.

Художник-декоратор Николай Лаухин в своём блоге приоткрывает тайны своей профессии. Современные художники-декораторы Мариинки, по сути, продолжают традиции Головина, Бенуа, Кустодиева и многих-многих других мастеров, кто работал в этих мастерских над декорациями к спектаклям. И декораторам приходится намного сложнее, ведь размеры их творческого холста поистине колоссальные.

Но Мариинский театр не ограничивается Театральной площадью. Его филиалы буквально объединяют всю страну. От Владивостока (Приморский театр оперы и балета)  до Владикавказа, оперный театр которого стал филиалом Мариинки в 2017. На очереди ­– открытие новой сцены в Кемерово. И на всех площадках спектакли идут с не меньшим успехом, чем в Петербурге.

Солист Мариинского театра Александр Михайлов делится впечатлениями от гастролей на приморской сцене, где буквально на днях давали «Лючию ди Ламмермур», а теперь с успехом ставят Орфа «Кармина Бурана». С участием не только Петербургских артистов, но и кубинского театра современного балета.

И это лишнее доказательство того, как Мариинский театр, несмотря на огромные расстояния, находит своего зрителя в каждом уголке нашей необъятной страны.

И каким бы современным ни был Мариинский театр в плане технологий, главными в нём были и будут его артисты. И для многих из них дорога из дома на репетицию или спектакль уже стала своеобразным ритуалом.

Разговор о Мариинском театре с заслуженным артистом Северной Осетии Михаилом Колелишвили мы не случайно начали именно на Торговом мосту через Крюков канал. Между двумя сценами. Ведь как для него, так и для сотен его коллег он за долгие годы стал частью пути со службы и на службу.

Сам Михаил посвятил сцене Мариинского больше 20 лет. И что тогда как молодой артист, что сегодня как мастер — уверенно может сказать. Сцена, где тебя незримо поддерживают поколения артистов, выступавших до, и те, кто придут выступать после тебя, становится не просто работой. А частью жизни.

Несмотря на политические, культурные санкции, несмотря на все перемены в мире, театр продолжает готовиться к своему юбилею. И, как отметил на этой неделе художественный руководитель театра Валерий Гергиев, прошедшие 240 лет Мариинки – только начало большого творческого пути.

Всё это ещё раз подтверждает факт — петербургская Мариинка не просто театр, а один из тех феноменов, которые олицетворяют собой понятие российская, петербургская культура. Которую невозможно отделить, изъять из мировой, кто и как бы этого ни хотел. А значит, ещё бесчисленное множество раз привычно прозвучит звонок, привычно рассядутся зрители, поднимется занавес очередного спектакля на сцене Петербурга и всей страны.