В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александра Коншакова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Михаил Спичка, ведущий: Через неделю мы отметим 320-летие французского художника Франсуа Буше. Он был одним из самых ярких представителей стиля рококо, воплощением искусства галантного века. Много исследователей отказывают в самостоятельности этому стилю, считая его одним из ответвлений позднего барокко. В чём главное отличие этих стилей и в чём сходство?
Александра Коншакова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Мастера французского барокко обращаются к героическим сюжетам, к категориям возвышенного, величественного и заставляют зрителя почувствовать, что он маленький человек, песчинка в орбите влияния великого короля Солнца. Когда Людовик XIV умирает, аристократия с большой радостью начинает обживать отели, частные дома в Париже, устремляется в свои усадьбы и украшает там жизнь. Рококо пользуется всеми формальными достижениями стиля барокко, но при этом говорит о человеке, о мельчайших деталях в его жизни, о переживаниях, воспоминаниях и создает среду для комфортной радостной жизни и остроумной беседы.
Людмила Ширяева, ведущая: Франсуа Буше был многогранным художником, живописцем, гравером, рисовальщиком, расписывал фарфор. Во всех ли начинаниях он достиг высот?
Александра Коншакова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Он был разносторонне одарён и был принят в Парижскую академию как исторический живописец. Показал себя как виртуозный пейзажист, портретист, работал над картонами для шпалер тканых ковров и над декорациями в Парижской опере. Франсуа Буше — мастер, который проявил себя везде и создал стиль рококо.
Михаил Спичка, ведущий: В России творчество Буше высоко ценила сама императрица. А на родине не все были его поклонниками, и даже Дидро скептически оценивал его вкус. Так ли это?
Александра Коншакова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Екатерина понимала, что такой знаменитый и популярный мастер должен быть представлен в ее коллекции. А Дени Дидро был противоречив и в своих суждениях, и в критике. Он не отказывал Буше в виртуозности, как в технике, но требовал от художника суровости и строгости искусства.
Людмила Ширяева, ведущая: Достиг ли Буше всего, о чём можно было мечтать художнику того времени?
Александра Коншакова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Да. Он был признан профессиональным сообществом, став директором Парижской академии, и получал заказы руководя отраслями производства на Севрской фарфоровой мануфактуре и мануфактуре гобеленов. У него не было противоречий между его личным дарованием и желанием заказчиков.