АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

«Любые культуры расширяют и обогащают культуру Российской Империи» — эти слова принадлежат одному из виднейших представителей художественной жизни России второй половины XIX столетия Владимиру Стасову, кстати сыну прославленного русского архитектора Василия Стасова. Почему, собственно говоря, я вспомнил эту фразу вот здесь, прогуливаясь по Лермонтовскому проспекту… дело в том, что Стасов произнёс свои слова, будучи влиятельным членом специальной комиссии, которая появилась в городе на Неве в 60-х годах XIX века, когда еврейская община города получила высочайшее разрешение самого императора Александра II на строительство синагоги, она и появилась вот здесь — на современном Лермонтовском проспекте 130 лет тому назад. Я предлагаю вспомнить её историю.

ВАЛЕРИЙ СТОЛОВ, руководитель экскурсионно-просветительского отдела Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга:

В середине XIX века, когда на престоле воцарился Александр II — известный царь- реформатор, и в положении евреев в Российской Империи произошли значительные изменения, хотя никакой официальной «еврейской реформы» не было, но неофициально разрешено было некоторым категориям евреев пересекать «черту оседлости» и селиться во внутренних губерниях России, в том числе в столичных городах, а Петербург, как мы знаем прекрасно, был именно столичным городом. И вот с этого момента мы можем начать говорить об истории нашей синагоги, потому что петербургская еврейская община начинает быстро расти, они хотели не просто молиться по своему обычаю иудейскому, но делать это в достаточно представительном здании, отвечающем их общественному статусу. Разрешение дал лично государь император Александр II, но он ставит условия — синагога должна быть не видна: не бросаться в глаза, и построена она была с полным соблюдением вот этого условия.

Синагога это дом молитвы, это не храм, это не дом Бога. И что же нужно было, чем нужно было наполнить эту комнату, чтобы она выполняла функцию синагоги ? В ней должен был оказаться определённый предмет. Называется этот предмет — свиток Торы. Достаточно чтобы был один свиток, однако в наиболее известных, знаменитых синагогах, к каковым относится, бесспорно, и наша — свитков несколько.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Можно задать вам такой вопрос наивный, а что такое Талмуд?

ВАЛЕРИЙ СТОЛОВ, руководитель экскурсионно-просветительского отдела Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга:

Талмуд — это свод еврейских законов. Здесь мы можем увидеть некоторые тома Талмуда, всего около 63 томов. Это довольно-таки обширный документ. Как построен Талмуд — это комментарии на комментарии и на комментарии, текст в тексте и постоянный спор, постоянная дискуссия, спор — не в смысле базарного спора, а спор в смысле приближения к истине. Вот это очень еврейский способ работы с текстом и очень еврейский способ достижения истины.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Сколько лет в итоге ушло на строительство здания ?

ВАЛЕРИЙ СТОЛОВ, руководитель экскурсионно-просветительского отдела Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга:

Годы ушли на обсуждение проекта, годы ушли на сбор средств, а потом когда пришли к общему согласию с тем, что синагога должна быть максимально роскошная, максимально красивая, максимально богатая — встала проблема, что собранных средств на это не хватает, и фонд средств синагоги истощался, у него опять там начинался фандрайзинг, начинался сбор средств — и поэтому так долго, и поэтому во время сессии во дворе синагоги одновременно была построена ещё одна — вот Малая синагога. И я приглашаю вас туда для, того чтобы мы могли сравнить убранство Большой синагоги и Малой синагоги.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Сколько архитекторов участвовало в принципе в проектирование этого грандиозного сооружения, комплекса?

ВАЛЕРИЙ СТОЛОВ, руководитель экскурсионно-просветительского отдела Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга:

Ну, вообще архитекторов двое – Бляхер и Шапошников, но было весьма представительная комиссия, общественная комиссия, разбирала проекты — Стасов предложил свои услуги, как бы мы сейчас сказали — культуролога. Он был включён в эту комиссию, там было 4 человека, он был единственный не еврей, но очень-очень высокое реноме было этого человека, и, между прочим, Стасов был именно тот человек, который настоял на Мавританском стиле. У него были свои соображения на сей счёт и они в конечном итоге были приняты, и она была открыта в 1887 году, то есть за 6 лет до открытия Большой синагоги.

Масса была предубеждений, негативных мнений о России, о том, что еврейство здесь подвергается каким-то преследованиям, которым нет конца и края, и вдруг, понимаете, такое известие — « что вы говорите! В Петербурге с личного разрешения императора строится шикарная синагога!» Это было из ряда вон выходящее события, знак мессианских времён, как у нас принято говорить и, конечно, очень многие люди чувствовали свою потребность лично поучаствовать в сборе средств.

Мы много говорили про то, что синагога исполнена в Мавританском стиле, но нет другого помещения в котором принципы вот этого стиля были бы воплощены более полно, чем венчальный зал. Вообще говорят, что когда оказываешься в помещении, оформленном в этом стиле, первым делом надо поднять глаза кверху — на потолок, потому что именно его невероятно сложная форма, красота определяет суть этого стиля, например, потолок зонирует площадь при помощи вот таких висячих арок и характерных колонн. Почему так — потому что возник этот стиль в жарких странах средиземноморских, где во дворцах часто не устраивали двери, чтобы обеспечить естественную циркуляцию воздуха, вентиляцию, и деление на помещение происходило не посредством дверей, как мы привыкли, а посредством вот таких потолочных зон.

Здесь люди не молятся, не общаются с Богом, то есть им не нужно сконцентрироваться на общении с Всевышним, а здесь происходит самое весёлое, самое жизнеутверждающее действо у любого народа, и евреи в данном случае не исключение, это помещение предназначено для свадьбы. А символом еврейской свадьбы является вот такой балдахин, который называется «хупа». И именно стоя под хупой, молодые выслушивают благословение объявляющих мужем и женой. Как супруги, прошедшие обряд бракосочетания по православному обычаю, скажут, что мы стояли под венцом, а супруги, прошедшие аналогичный обряд по еврейскому обычаю, скажут, что мы стояли под хупой.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Мне кажется, мы оказались в уникальном книгохранилище внутри синагоги, и не так часто в принципе сюда можно попасть. Как это называется?

ВАЛЕРИЙ СТОЛОВ, руководитель экскурсионно-просветительского отдела Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга:

Это называется «гениза», и гениза — соответствующее помещение есть в каждой синагоге практически.

В иудаизме отношение к книгам, как вы уже поняли, крайне почтительное, и книги или любые документы, содержащие имя Всевышнего или упоминание о Всевышнем, — они не могут быть порваны или сожжены, или уничтожены каким-то другим непочтительным способом, они должны быть похоронены, как хоронят людей. И, действительно, на нашем еврейском кладбище есть специальный участок, куда время от времени приезжает экскаватор, отрывает траншею, туда помещается очередная порция таких документов и засыпается. Но — есть такая категория книг, которые вроде бы из повседневного обращения уже выведены, но на то, чтобы их похоронить … ну как бы, не поднимается рука, и вот тогда они помещаются в генизу. Надеюсь, вы со мной согласитесь, атмосфера здесь такая — волнующая

Мы можем здесь увидеть свитки Торы, тоже вышедшие из употребления, вот так они выглядят, давайте один из них раскроем — вот так выглядит это пергамент …

— вам помочь?

да я справлюсь …

— это пергамент?

— это пергамент, да.

ВАЛЕРИЙ СТОЛОВ, руководитель экскурсионно-просветительского отдела Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга:

Вот при помощи таких устройств, которые называются «ацихай» – «древо жизни», управляют свитком Торы, ведь Тора обладает святостью, и в том числе это предполагает запрет на прикосновение к ней, и все манипуляции с Торой выполняют при помощи двух таких ручек, при помощи которых свиток разворачивают, обращает к людям. Вот, например, любой человек, смотрящий традиционные еврейские танцы, может обратить внимание, что мужчины в них совершают (и женщины тоже) характерное вот это движение — да, это движение взято из Литургии, это движение, которым в синагоге евреи приветствуют Тору, воздевают к ней не руки, но не прикасаются.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Но мы, по-моему, взобрались на самую высокую точку синагоги, давайте поясним нашим зрителям значение слова Большая хоральная синагога.

ВАЛЕРИЙ СТОЛОВ, руководитель экскурсионно-просветительского отдела Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга:

Наша синагога называется Большой хоральной, потому что наряду с Большой есть ещё и Малая, мы в ней были, а «хоральная», потому что мы находимся на «хорах» – это редкость некоторая в мире синагог, хоры — то есть балкон, предназначенный для хора. Объяснение почему так займёт …. давайте послушаем

что это такое?

шафар, рог.

Мы находимся в преддверии праздника Рош-ха-Шана — нового года, и вот в последний месяц перед этим праздником принято ежедневно трубить шафар, в бараний рог, извещая всех о приближении праздника. Действительно, если в синагоге есть хоры, она именуется хоральная. За этим стоит целая идеология, которой мы сейчас касаться не будем, скажу лишь что хоры — это редкий элемент в убранстве синагоги, поэтому вот синагоги, имеющие его соответствующим образом и именуются.